Можно ли оправдать преступление (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, почему люди преступают определённую черту и творят зло, какие обстоятельства толкают их к этому. А если причины серьёзные, можно ли оправдать преступление? Какими должны быть эти серьёзные причины? Я считаю, что оправдать зло нельзя ничем: ни плохими условиями жизни, ни обидой на кого-то, ни местью. По моему мнению, человек всегда должен соблюдать главные заповеди, написанные в Библии: «Не убий», «Не укради».

Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Так, тема преступления затрагивается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Каждый из героев по-своему отвечает на вопрос, имеет ли он право творить зло.

Во-первых, «право имеющим» в самом начале считает себя Родион Раскольников. Он переступает через закон, совершая убийство. Мы можем попытаться понять героя: старуха вредная, издевается над Лизаветой, обирает несчастных. Но это нисколько не оправдывает убийства процентщицы. Более того, студент невольно лишает жизни не только бесполезную Алёну Ивановну, но и кроткую, невинную её сестру. А ведь именно наблюдения за жизнью «униженных и оскорблённых» и привели Раскольникова к теории, согласно которой он разрешает себе «кровь по совести» в надежде, что, став сильной личностью, как, например, Наполеон, он сумеет изменить этот мир страданий. Однако Достоевский показывает нам, что идея Раскольникова ложная, ведь далеко не все герои романа оказываются ничтожествами, «тварями дрожащими». Ни Разумихин, ни Дуня, ни Миколка, взявший на себя страдание.

Во-вторых, бесчеловечность теории, по которой преступление можно оправдать, ясно выявляется при сопоставлении её с теориями Лужина и Свидригайлова. Они допускают «кровь по совести». Но если Раскольников хочет пролить кровь во имя спасения человечества, то они допускают свободу действий во имя личных мотивов: «Возлюби, прежде всех, одного себя». В них преобладает бездушие на грани с подлостью, эти люди отвратительны. Недаром Свидригайлов покончит жизнь самоубийством, потому что больше не в силах терпеть муки совести. И опять Достоевский говорит нам о том, что преступление нельзя оправдать ничем. Убивая или унижая других, мы убиваем, прежде всего, себя.

Можно сделать однозначный вывод о том, что идея разрушения нравственных законов гибельна для всего человечества, а источник обновления мира не в борьбе и протесте, а в нравственном усовершенствовании личности. Хотелось бы, чтобы люди не искали никакого оправдания преступлениям, а злу противопоставили любовь и доброту.

Вставить свои 5 копеек