Пьеса «Гроза» названа драмой потому, что в ней изображена напряженная борьба жертв «темного царства» со своими угнетателями за право на личную жизнь, за освобождение от семейного гнета и материальной зависимости. Поэтому конфликт в пьесе носит общественный характер, а не личный. Также интересен смысл заглавия пьесы.
Из первых явлений первого действия мы узнаем о взаимоотношениях действующих лиц — жителей маленького провинциального городка Калинова. Дальше следует завязка пьесы, то есть сцены, в которых показана любовь Катерины к Борису. В сцене покаяния Катерины действие достигает высшего напряжения. Развязка драмы — в последнем действии, в сцене самоубийства Катерины. Трагизм развивающихся событий подчеркивает, внесенный в драму, комический элемент (разговор Дикого с Кулигиным и рассказы Феклуши).
Значительную роль в драме играет пейзаж. Островский первый из русских драматургов использовал его не только как фон, на котором происходят события. Пейзаж способствует более глубокому пониманию отдельных этапов развития действия и помогает обрисовке персонажей драмы.
Картины прекрасной волжской природы по контрасту усиливают мрачное впечатление, которое производит тяжелая, застойная жизнь обитателей городка. У каждого из них свое отношение к красотам природы: романтик и поэт Кулигин восхищается ими, а забитая нуждой беднота и самодуры, увлеченные наживой, этой красоты не замечают. Гроза в пьесе подчеркивает нарастание смятения в душе Катерины, которое заканчивается трагической сценой покаяния.
Следует отметить яркую типичность образов, выведенных в драме. Кабанова и Дикой олицетворяют различные формы самодурства, Кулигин — стремление к знанию и просвещению, а молодое поколение — разные степени протеста. Эти образы наделены индивидуальными чертами, заставляющими их воспринимать, как живых людей. Кудряш и Варвара отличаются ловкостью и бойкостью, Кабаниха — ханжеством, Катерина — правдивостью, нежностью, мечтательностью и т.д. Многообразен и выразителен язык действующих лиц пьесы. Каждый персонаж говорит свойственным ему языком, который служит для его характеристики.
Некоторых своих героев Островский наделил именами и фамилиями, подчеркивающими их основные черты характера (Кабанова, Дикой, Кудряш, Тихон).