Проблема взаимоотношений личности общества в романе «Герой нашего времени»

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — настоящее произведение искусства. Автор проводит исследование того, как общество и устои эпохи способны влиять на личность.

Задачи и проблематика книги строятся вокруг формирования души и характера человека. В «Предисловии» к «Журналу Печорина» Лермонтов упоминает сдвиг, произошедший в общественном сознании и сознании личности. Главный герой справедливо называет себя «нравственным калекой». Принимая это, он отвергает всякие попытки окружающих проявить сожаление. Таким молодого человека сделало именно общество, ведь любые его попытки проявить добрые чувства отвергались. Окружающие ожидали от него негатива, поэтому никто не стремился проявлять ласку или заботу. В итоге общество буквально слепило Печорина в того, кем он и предстает перед читателем: «…по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя…».

Каждый персонаж романа — представитель «нашего времени». Грушницкий, Бэла, Максим Максимыч, княжна Мери необходимы для раскрытия многогранности образа Печорина. Они позволяют читателю увидеть душевные терзания молодого офицера, его настоящие эмоции, черты характера и причины подобного поведения.

Например, Грушницкий — сослуживец и приятель главного героя: «Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня…». Он является типичным представителем «нашего времени». Грушницкий — пижон, который мечтает стать героем женского романа, сорит деньгами и уделяет времени себе больше, чем требуется. Образ Грушницкого контрастирует с образом Печорина, но в то же время подчеркивает самолюбие и гордость молодого офицера. Григорий с первой встречи понимает, что настоящими друзьями ему с Грушницким не бывать: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Вступая в грязную игру, приятель главного героя теряет себя и погибает на дуэли.

Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера заключается в невозможности самой дружбы, хотя сами молодые люди имели схожие представления о жизни, а черты характера отлично сочетались. Оба молодых человека учатся скрывать эмоции, быть эгоистичными, равнодушными, как этого и требует общество. Крест эпохи герои разделяют — крест равнодушия, подавляющего все человеческого. Даже отношение к смерти свидетельствует о желании максимально спрятать эмоции и избавиться от чувств: «Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть…».

История душевных терзаний, попыток уничтожить собственные эмоции ради соответствия социуму — основа романа «Герой нашего времени». Судьбы персонажей исковерканы настолько, что они становятся только свидетелями этой жизни, но не ее прямыми участниками.

Вставить свои 5 копеек