Роман «Герой нашего времени» — настоящее достояние в истории русской письменности. В произведении автор рисует немало занимательных образов. Однако образ главного героя романа Григория Печорина является самым ярким и неоднозначным.
Григорий — молодой человек обаятельной наружности, умеющий находить с людьми общий язык и добиваться расположения в обществе. Он умен и хорошо образован. Благодаря внешней привлекательности и качествам своего характера он с легкостью способен манипулировать людьми и их чувствами. Печорин пользуется своими данными для того, чтобы привлекать внимания девушек, а затем разбивать им сердца:
«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…».
Герой тешит свое самолюбие аморальными по отношению к другим поступками, не задумываясь о боли, которую он причиняет.
Несмотря на это нельзя назвать Печорина отрицательным персонажем. Григорий Печорин наделен и хорошими качествами. Со стороны он кажется равнодушным и холодным человеком, но в глубине своей души герой также способен чувствовать что-то. Он по-настоящему влюблен в Веру и чувствует боль от ее утраты. Он также способен чувствовать боль и от того, что так равнодушен к жизни. Сам Григорий понимает, что вызывает у людей неоднозначное мнение о себе:
«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле…
Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно».
Печорин сам признается, что был наделен светлыми порывами и добрыми качествами души, но общество, в котором ему пришлось существовать, сделало из юноши равнодушного, холодного, эгоистичного и даже несколько жестокого человека. Он любил, но над ним смеялись, и Печорин перестал показывать добрые чувства. Он хотел быть честным, но ему не верили, и Григорий научился лгать. Несмотря на то, что окружавшее Григория общество действительно способствовало его душевной деградации, нельзя этим оправдывать поступки Печорина. И каждый читатель это понимает. Понимает и сам автор романа.
Григорий Печорин обладает большой жизненной энергией и владеет огромным потенциалом. Но он не знает, в какую степь направить все это. Григорий не находит подходящее ему место в жизни, оттого он нравственно и морально страдает. Читатель видит образ уставшего от жизни человека, несмотря на то, как он еще молод. Усталость от жизни приводит к равнодушию ко всему и всем вокруг. Оттого Печорину не кажется чем-то плохим вредить другим людям. Ведь делая больно очередной девушке, Печорину самому становится легче существовать дальше. При этом Григорий понимает и сам, что делает плохо кому-то, понимает, что он — само зло:
«…За что она меня так любит, право, не знаю! <…> Неужели зло так привлекательно?..»
Конечно, нельзя сказать, что Печорину не нравится жить. Но все его действия говорят о том, что жизнь для него — что-то мимолетное, проходящее, не имеющее особой ценности. Именно поэтому он не желает задумываться о том, хорошо ли заигрывать с невестою своего друга или
похищать девушку из дома против ее воли. Григорий старается взять от жизни все, лишь бы получить хотя бы долю какого-нибудь наслаждения.
С таким образом жизни как у Печорина, всякий человек гибнет морально. Это происходит и с самим героем произведения. Григорий не привык анализировать свои поступки и жизнь, он не задумывается о прошлом и будущем. Все, что у него есть — это настоящее. Нет даже запретов на то, что нельзя делать. Личность Григория гибнет.
Разумеется, Печорину очень хочется найти свой истинный путь. Но из-за неумения анализировать собственную жизнь он никогда не сможет найти себя и свою дорогу. Душевный потенциал героя растрачивается зря.
«У вас большой дар соображения», — отмечал один из героев романа Вернер.
Однако этот «дар» не находит применении в истинных, добрых целях. Григорий бы мог стать хорошим научным деятелем, но разочаровался и в науке. Ведь его обществу просто напросто не нужны такие вещи.
Описание Печорина — это не есть описание одного лишь субъекта фантазии М.Ю. Лермонтова. Печорин — это образ всей русской молодежи эпохи писателя. Роман был написан во время, когда свобода мыслей ограничивалась. Жестокая цензура подавляла всякую попытку выразить собственное мнение, в каком бы то ни было виде. Образованной, талантливой и амбициозной молодежи того времени просто не давали «выхода в свет», возможности проявить себя.
Лермонтов хотел показать эту трагическую сторону жизни тогдашней России на примере Григория Печорина. Именно благодаря описанию жизни героя читатель видит всю ничтожность существования молодых людей в лермонтовскую эпоху. Сам Лермонтов был одним из представителей молодого поколения того периода, где нужно либо приспособиться к существующим порядкам в обществе, либо погибнуть.