Как Вы понимаете утверждение Ф.М. Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать»?

Присяжные — люди, смотрящие со стороны. Они в полном праве судить из собственных субъективных мнений, а уж насколько их утверждения будут правильными, проблема последней очереди. Преступники — люди, совершившие грех. А как только ты совершаешь грех, право судить о хорошем и плохом, право рассуждать о морали, ценностях и причинах, отбирается автоматически. Его вызывают у тебя из рук — и заслуженно.

Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», вовремя одёрнула от самопрощения Соня Мармеладова. Раскольников совершил страшное преступление: убийство старухи-ростовщицы и свидетельницы — её сестры. Он загубил жизнь двух человек, а всё из-за собственной обиды на мир и обострившегося чувства несправедливости из-за бедности. После совершения преступления герой пытался найти себе оправдание, чтобы его не свела с ума совесть. Раскольников заверял самого себя, что сделал это ради блага других людей, таких же бедных, как он; убеждал, что есть люди, подобно Богу, право имеющие — они могли вершить чужую судьбу, а есть твари дрожащие — они не могли ничего. И, возможно, если бы не Соня, он бы окончательно сошёл с ума и в приступе безумия вновь совершил преступление, в попытке простить себя или подтвердить верность собственной теории.

Григория Печорина, персонажа «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, тоже можно назвать преступником в своём роде. За всё произведение он ни разу в действительности не раскаялся в собственных греха, хотя из-за него даже умирают люди. Первый — Грушницкий, его старый приятель, ставший недругом совсем за короткий срок времени (по вине самого Печорина). Он, сражаясь за честь свою и честь Мэри, убивает Грушницкого на дуэли, однако, совершенно не чувствует угрызений совести за это. Читателю известно о серой морали Печорина, о том, что даже получая осуждения, он считал себя правым из-за собственной обиды на мир.

Находясь в ссылке на Кавказе, он продолжает совершать свои преступления. Печорина выкрал княжескую дочь Бэлу из отчего дома, из-за личного интереса к чему-то «экзотическому» (она ведь была чеченкой). Девушка долгое время холодно относится к нему, тоскуя по дому и родне, но, в конечном счёте, влюбляется в него. Однако к этому времени чувства уже остывают у Печорина. Бэла быстро надоедает ему, а потому он старается меньше времени проводить в крепости, уезжая на охоту. Он не чувствует ответственности за неё и любовь, которую она питает к нему, а потому даже не расстраивается, когда Бэла погибает по вине его равнодушия.

Утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать» несёт в себе вот какой смысл: неважно, простят ли преступника наблюдатели, ведь они не являются его совестью. Важно, чтобы преступник не простил сам себя, ведь иначе он не может осознать свою ошибку и признать свою вину, просто потому что банально не чувствует себя виноватым. А это чревато порождением всё новых и новых преступлений, будто в замкнутом кругу.

Вставить свои 5 копеек