Можно ли оправдать жестокость?

Правители и простые люди склонны совершать ошибки, за которые порой расплачиваются невинные люди. Проявление жестокости не чуждо человечеству. Оно оставляет след на сердце и душе народов. Но, если брать в масштабах всего мира, то можно ли оправдать жестокость, если она была нужна для достижения какой-то цели?

Я считаю, что зло наносит только вред жителям Земли, где в рамках сложной экологической ситуации все должны объединяться. Во все времена люди находили причины конфликтов, которые часто перерастали в войны. Это и есть проявление зла и жестокости. Правители и великие полководцы редко задумываются о жизнях «крестьян». Это и является одной из причин, по которой ничто не может оправдать жестокость и любую её форму. Так или иначе, она наносит вред физический и моральный, причиняет боль. Для подтверждения данной точки зрения можно привести пример из литературы и жизни.

Так, американский философ Ханна Арендт в работе «Истоки тоталитаризма» раскрывает вопрос подчинения и жестокости. Она говорит о том, что личность, ставшая заложником системы, может совершать зло. Однако ответственность за преступления должен нести только правитель. Женщина также пыталась оправдать подсудимых Мюнхенского процесса. Эта была действительно гениальная личность, но её слава омрачилась. В книге философ говорит о том, что есть один правитель, который делегирует обязанности, а остальные ему беспрекословно подчиняются. Она также приводила доводы о том, что солдаты Гитлера были подвластны ему, то есть не могли отказаться от убийств и мародерства. Однако едва ли это может оправдать жестокие поступки тех, кто заживо сжигал и закапывал людей. Я считаю, что с точки зрения психологии женщина была права, но поступки преступников подобного масштаба нельзя рассматривать с этой стороны. Они заслуживали только высшей меры наказания.

Александр Сергеевич Пушкин в работе «Капитанская дочка» также доносит до читателей мысль о том, что нельзя оправдывать жестокие поступки. Так, Емельян Пугачев поднимает бунт и ведёт соотечественников против императрицы. Он, как кажется его сторонникам, творит благое дело, освобождая русский престол от немки. Однако этот путь устлан трупами русских людей, которые оказались всего лишь винтиками в огромном механизме. Они умирают не за правду, а за несостоятельную идею. Естественно, что это жестокость, оправдать которую нельзя. Вспоминая же историю, стоит отметить, что Екатерина Вторая всё же помиловала Пугачева, приказав начать четвертование с головы, что позволило избежать бунтовщику адских страданий на Земле.

Александр Сергеевич Пушкин, как известно, относился к императрице Екатерине не с большим уважением. Однако в книге писатель все же не берётся оправдывать Пугачева, в какой-то степени даже жалеет страдающую правительницу.

Таким образом, ничто не может оправдать жестокость. Только люди недалекого ума или душевнобольные могут пойти на такое преступление, как оправдание зла.

Вставить свои 5 копеек