Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» рассказывает о тридцатилетней несчастной в браке Маргарите, возлюбленный которой — мастер — пропадает. Чтобы спасти его, женщина соглашается предстать на бале Сатана, который прибыл в Москву со своей свитой. Сатаной предстает Воланд. Параллельно с историей мастера и Маргариты рассказывается атеистическая история о Христе с Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого стал Божий сын. Роман Булгакова — это переплетение совершенно разнообразных историй, которые создают единую картину и поднимают множество важных для общества проблем.
Сатана Воланд предстает перед читателями не монстром, а хитрым существом, способными вывести людей на чистую воду. Он раскрывает их пороки и показывает алчность, жадность и меркантильность московского общества. Ярким примером является ситуация в Варьете, когда люди кидаются подобрать деньги, предоставленные свитой Воланда. Они не задумывается о происхождении этих денег, думая только о том, как обогатится без усилий. Ради квартиры и денег люди готовы предать семью, себя и свои чувства. Воланд отмечает, что квартирный вопрос сильно испортил людей. Образ Сатаны в романе предстает не в качестве того, кто совращает человека, а в качестве того, кто раскрывает человеческие пороки всему миру. Показывает истинную натуру людей.
Ещё одной важной темой в романе является тема трусости. Булгаков рассказывает, что порой, даже пытаясь совершить добро, люди в конце концов сдаются, поддавшись воли страха. Так, например, было в истории Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Автор замечает: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». И это действительно так. Из-за желания сохранить собственный статус и не подвергнуть жизнь опасности Понтий Пилат готов обречь Иешуа на вечные муки. И таких людей, как Понтий, много. Страх, трусость, малодушие и тщедушность — пороки и грехи человечества, которые и приводят к бедам.
Не обошел Булгаков стороной и излюбленную писателями тему любви. Маргарита предстает перед читателями в качестве человека, способного на искреннюю и безграничную любовь. Ради своего возлюбленного она идет на непристойные поступки, посещает бал Сатаны, делает всё, что в её силах. Поступки Маргариты сложно назвать чистыми и невинными, за что в конце Воланд не отправляет их с мастером в рай, ведь они этого не заслужили. Однако он дарит им вечный покой за стойкость и храбрость женщины, что не бросила человека, которого любила всем сердцем.
Таким образом, Булгаков поднимает огромное множество тем. Алчность, жадность, тщедушность, трусость и даже всепоглощающая любовь. На вопрос о том, чем меня обогатил роман, ответить сложно. Ведь охватить все аспекты, которые представил автор, просто невозможно. Но я с уверенностью могу сказать, что «Мастер и Маргарита» научил меня меньше обращать внимание на материальные блага, не бросать людей на муки и, конечно, сильно и безвозвратно любить, не соглашаясь мириться с разлукой.