Нравственные проблемы в произведениях Распутина

Нравственные проблемы поднимают в своих произведениях различные отечественные и зарубежные писатели. Это душевные метания при выборе между добром и злом, с которыми сталкивается в жизни каждый человек.

В повести «Живи и помни» В. Распутин рассуждает о судьбе дезертира в военное время. Гуськов между защитой государства и спасением собственной жизни решает выбрать второе, поэтому и вынужден скрываться от родителей, сослуживцев, друзей. Настена же оказывается перед сложным нравственным выбором. Она знает о тайне мужа. Скрывать супруга до победы или сдать дезертира армии? Героиня решается на самоубийство, а Гуськов всегда будет жить с чувством вины за предательство Родины. Финал оказывается трагичным, поэтому проблема нравственного выбора становится наиболее острой в повести.

Перед проблемой нравственного выбора оказываются герои рассказа В. Распутина «Уроки французского». Здесь нет места военным действиям или смертям, однако жизнь мальчика строится в сложное послевоенное время. Герой приезжает в райцентр для продолжения учебы. Ради знаний ему приходится покинуть семью, родной дом и поселиться у незнакомых людей. Все, что присылалось из еды ребенку, воровали арендодатели. Герой из-за таких условий голодал и нуждался в помощи, которую ему и оказывает преподавательница.

Мальчик отвергал «подачки», поэтому женщина решила играть с ним на деньги в «чику». Директор же в итоге увольняет героиню, когда узнает о таких методах воспитания. Поступок учительницы нельзя считать недопустимым с точки зрения нравственности, ведь она помогла мальчику и спасла его от голодной смерти. А вот директор, у которого также был выбор, как поступить, решает защитить собственное имя, а не ученика.

Таким образом, перед каждым человеком хотя бы раз в жизни встает проблема нравственного выбора. Кто-то решает сдаться и жить на благо собственному эгоизму, а кто-то готов положить жизнь во имя справедливости и чего-то хорошего.

Вставить свои 5 копеек