Анализ эпизода «пожар» из повести «Детство» М. Горького

В повести Максима Горького «Детство» читатель знакомится с Алешей, проходит вместе с мальчиком путь становления и взросления личности. Основной целью автора было показать неприглядную сторону жизни, из-за чего многими произведение кажется пессимистичным и жестоким. Отдельное место в работе занимает сцена пожара.

Горький прекрасно владеет языком, поэтому описание трагедии наполнено эпитетами и метафорами, напоминает яркий рисунок на холсте. Пожар — отдельный герой, призванный показать решительность бабушки и растерянность всех остальных. Эпизод начинается с внезапного появления огня.

Первой его замечает Акулина Ивановна. Женщина мудро распоряжается ситуацией, действует торопливо, но расчетливо: говорит спасать иконы, одеть и вывести в безопасное место детей. Отвратительным поведением отличается дядя Яков, который все время ворчит и злится, обвиняет в воспламенении Мишку. Злобные люди, как это покажут потом действия Якова на пожаре, ничего толком не могут.

Автор подчёркивает, что бездействие, как результат злобы и растерянности, не приводит ни к чему хорошему. Акулина Ивановна также осознает это, поэтому достаточно грубо толкает Якова, делая ему справедливое замечание: сейчас нужно работать дружно, чтобы не погибнуть. Бабушка невероятно точно не только даёт распоряжения, но и обращает внимание на животных, людей, проявляет заботу даже в такой ситуации. Так, она находит время для того, чтобы подбодрить женщин и лошадь, испугавшуюся огня. В конце эпизода измотанная Акулина ещё и помогает принять роды.

Таким образом, эпизод в «Детстве» Максима Горького демонстрирует, что только сдержанность и мудрость, организованность и совместная деятельность позволяют преодолеть сложные ситуации. Повествование ведёт в части не от Алеши, а от автора, слог которого в полной мере передаёт трагедию и ужас.

Вставить свои 5 копеек