Какие нравственные уроки, с вашей точки зрения, может преподать искусство?

Искусство учит человека быть мудрее, показывает ошибки прошлого, формирует наше поведение и мировоззрение. Художественные произведения раскрывают нравственную проблематику, становятся проводником в мир добра и зла. Рассказывают о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» отечественные и зарубежные писатели. Обратимся к литературе для подтверждения этой точки зрения.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» преподавательница Лидия Михайловна разъясняет детям сущность доброты и милосердия. Рассказчик уже во взрослом возрасте с теплотой вспоминает учительницу, испытывает благодарность за все те знания, моральные и нравственные качества, привитые на уроках французского. Автор также положительно относится к Лидии Михайловне, которая, играя с учеником в «замеряшки», помогла ему в трудной жизненной ситуации. Героиня вошла в положение ребенка, чего не сделал в итоге директор школы. Василий Андреевич не стал разбираться в ситуации и уволил учительницу французского языка, представив ее поступок «преступлением», «растлением» и «совращением». Героиня была готова пойти на самопожертвование, чтобы поддержать ребенка. Писатель предлагает модель поведения Лидии Михайловны в качестве примера человечности, осуждая вспыльчивость и неразборчивость директора школы.

Прощать и понимать учат нас и герои романа-эпопеи «Война и мир». Наташа Ростова сбегает с другим молодым человеком от отношений с Андреем Болконским. Девушка предает собственное обещание и то, что, как ей казалось, она должны называть любовью. Читатель, вполне ожидаемо, осуждает поступок героини, не принимает ее предательства. Однако сам князь прощает Ростову, когда она помогает ему после ранения. Девушка по-настоящему раскаялась в проступке, оставалась с князем до самой смерти. Однако внимательный читатель к концу книги понимает, что Ростова и Болконский никогда не могли быть вместе.

Они во многом были сведены судьбой только для осознания собственного счастья, понимания ошибок. Герои научились прощать, а вместе с ними этот навык перенимает и читатель. Недостаточно сделать вывод о предательстве героини. Писатель заставляет проанализировать ситуацию целиком, сделать вывод о возможности счастья между Наташей Ростовой и Андреем Болконским. Роман предлагает нам обращаться к проблеме с разных сторон прежде, чем делать умозаключение.

Таким образом, литература, оставаясь неотъемлемой частью искусства, формирует у человека представление о добре и зле, любви и ненависть, добродетели. Книги иногда помогают нам принимать решения в жизни, ведь мы часто неосознанно соотносим себя с персонажами произведений, делая выводы. Герои повестей, рассказов и романов становятся подспорьем, а для некоторых и черновиком собственной жизни.

Вставить свои 5 копеек