Какой должна быть женщина? Какую роль играет она в социальной и семейной жизни? Именно на эти вопросы отвечает Л.Н. Толстой в знаменитой эпопее «Война и мир, рассказывая о «любимой героине» — Наташе Ростовой.
Жизнь её показана в развитии, динамике: со временем меняется мировосприятие Наташи.
Впервые мы видим её 13-летней девочкой. Она «некрасивая, но живая». Автор как бы утверждает, что внешняя привлекательность не главное в жизни. Гораздо важнее красота души. И действительно, юная графиня очень естественная, непосредственная. Например, она просто и без страха спрашивает у Марьи Дмитриевны, которую боятся все, про пирожное на ужин.
Подобные вопросы никогда, не позволила бы себе, например, еще одна толстовская героиня — Элен Курагина. «Блестящая» внешне, она абсолютна пустая внутри, живёт лишь по правилам и никогда не совершает необдуманных поступков. Даже любовь для неё лишь расчёт (она довольно хладнокровно женит на себе Пьера из-за его больших денег).
И на её фоне (а также других дам — Анны Павловны Шерер, Верочки) Наташа выделяется особенно ярко. Она искренне волнуется перед первым балом. Самозабвенно пляшет на охоте. Повинуясь благородным порывам души, отдаёт подводы раненым, когда приходится оставлять дом в Москве.
И именно эта естественность буквально тянет к ней других героев. Юная Ростова вдохновляет людей, делает их лучше. Так, Николай, расстроенный проигрышем в карты, слышит пение Наташи и забывает про свою неудачу: «Всё это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — всё вздор, а вот она — настоящее».
А князь Андрей, приезжая в Отрадное, чтобы уладить дела сына, вновь начинает замечать красоту окружающего мира, возрождается к жизни. Болконский видит Наташу, которая смеётся и куда-то бежит. В этом вся героиня: она лёгкая, весёлая, беззаботная. А потом он слышит ночной разговор: если прагматичная Соня думает лишь о том, как не упасть, то юная графиня мечтает о романтике и полёте. Общаясь с Наташей, Болконский постепенно влюбляется: «Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа». Повторюсь, потому что девушка резко выделяется среди окружающих искренностью, наивностью, неугомонностью.
Кстати, именно эта неугомонность и приводит к тому, что Ростова сбегает с Курагиным. Уж слишком разные Наташа и князь Андрей. Она живёт не разумом, а сердцем. А Анатоль близок ей такой же жаждой жизни. Можно ли осуждать её стремление любить и быть любимой, жить здесь и сейчас? Всё-таки главное предназначение женщины — это продолжить жизнь, то есть создать семью и родить детей, оберегать других, сострадать.
Как раз сочувствовать Наташа умеет. Она жалеет Денисова, который делает ей предложение. Плачет вместе с Соней, хотя даже не знает причины слёз: «…распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребёнок… и только оттого, что Соня плакала».
И эта доброта как раз и помогает восстановиться героине после душевного кризиса (муки совести за измену жениху, смерть Пети и князя Андрея). Она сближается с Пьером, который и сам «детская душа». Именно он поддерживает Наташу: «Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
И в эпилоге мы видим счастливую жену, мать четверых детей. Да, она уже не та весёлая и наивная девочка, но по-прежнему искренняя и естественная. Наташа не бывает в свете, не интересуется нарядами и внешностью. Однако героиня по-настоящему счастлива, а любовь, как и раньше, составляет смысл её жизни.
Так, Л.Н. Толстой подводит читателя к мысли о том, что счастье есть только там, где есть правда, простота, добро. А по-настоящему прекрасна лишь та женщина, которая целью своей жизни делает создание семьи, служение мужу, воспитание детей. Именно она и есть идеал.