Сочинение по тексту ЕГЭ «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки»

Может ли учитель повлиять на личность школьника, помочь ей сформироваться? К.Г. Паустовский, известный русский писатель, в предложенном тексте пытается ответить на этот вопрос. Классик отечественной литературы поднимает проблему влияния учителя на формирование круга интересов, пристрастий учеников.

Проблема раскрывается через образ Черпунова, точнее — через его слова и действия. Учитель географии пытается заинтересовать школьников своим предметом, давая «толчок развитию воображения». Для этого на бутылки с водой он наклеивает интригующие надписи о том, что это вода из Нила, Лимпопо, Средиземного моря. Учащиеся неосознанно пытаются изучить особенности этой воды, выяснить, такая ли, например, солёная она в Мёртвом море. Интригуют их и рассказы старшеклассников о коллекции, собранной учителем дома. Так — незаметно для себя самих — ребята проникаются невольным интересом к географии: «мы приставали к учителю», «нам хотелось узнать».

В тексте есть конкретный пример влияния учителя на личность ученика и его увлечения: рассказчик решается открыть собственный музей, заинтересовавшись историями про учительскую коллекцию. Таким необычным, оригинальным способом Черпунов повлиял на хобби героя: «Наслушавшись об этом музее, я начал собирать свой музей. Он был, конечно, небогатый, но расцветал в моём воображении как царство удивительных вещей».

Упомянутые выше цитаты, дополняя друг друга, показывают, как педагог влияет на своих учеников: они невольно начинают по-иному смотреть на окружающие их привычные вещи, желают узнать что-то новое и даже это новое создавать самостоятельно. А не это ли главная цель учёбы? Автор прямо не говорит о проблеме, но внимательный читатель легко может понять главную мысль: учитель, стремящийся заинтересовать ребенка своим предметом, может сделать это. И тогда новые интересы и увлечения повлияют на формирующуюся личность.

Нельзя не согласиться в этом с К.Г. Паустовским. Действительно, увлечённый своим делом педагог, используя различные методы, может не только заинтересовать ученика изучаемым предметом, но и повлиять на становление личности в целом. Мне вспоминается современный роман А.В. Иванова «Географ глобус пропил» об учителе географии Служкине. Он работает в тяжёлых условиях: старшеклассникам в их большинстве в самом начале абсолютно не нужна ни география, ни учёба вообще. И лишь с помощью походов учитель вовлекает в учебный процесс девятиклассников. В нестандартной обстановке они начинают воспринимать информацию по-другому: с интересом смотрят на географию, учителя и школу в общем. Так, Служкин воздействует на учащихся.

Итак, можно сделать вывод об огромном влиянии учителя на формирование личности школьников, на круг их интересов и увлечений.

Вставить свои 5 копеек