Может ли быть неравенство в дружбе?

Многие писатели задумывались над вопросом: может ли в дружбе существовать неравенство? Эту тему в своих произведениях поднимали А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Ю. Лермонтов и многие другие. Я убеждена, что неравенству нет места в дружбе, и она должна основываться на взаимном уважении. Можно ли уважать человека, которого воспринимаешь ниже себя в нравственном, интеллектуальном, статусном плане? Нет, отношения, в которых один мыслит себя выше другого, не могут называться дружескими. Они не выдержат жизненных испытаний, с которыми рано или поздно сталкиваются все друзья.

В поисках примера, демонстрирующего верность моих суждений, я обращусь к роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», в частности — к взаимоотношениям двух его центральных персонажей, Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Аркадий подражает Базарову в его нигилизме, однако не разделяет этой нравственной установки в полной мере. Этому может служить доказательством хотя бы то, что он воспринимает Евгения как авторитетное лицо — такой вывод можно сделать, понаблюдав за Кирсановым пару первых глав.

Однако Базаров — нигилист настоящий; ничьих суждений, кроме своих, он не уважает, и даже мнение приятеля Аркадия он никогда не берёт в расчёт. Тургенев демонстрирует нам, что дружба этих молодых людей невозможна: действительно, она распадается, стоит лишь Аркадию начать отношения с Катей и выйти из подчинения Евгению. Этим писатель подчёркивает, что нигилизм Базарова, его неспособность поставить чужое мнение наравне с собственным лишают главного героя романа возможности завести дружбу с кем-либо.

В качестве второго аргумента к своей позиции я хотела бы вспомнить другое произведение — роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Этот пример показывает нам, что неравенство может загубить не только товарищество, что лишь зарождается между людьми, но и многолетние дружеские отношения. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — соседи, бывшие сослуживцы и закадычные друзья.

Дубровский намного беднее Троекурова, однако в их взаимоотношениях нет и следа неравноправия, пока Кирила Петрович не позволяет своему слуге-псарю смеяться над бедностью Андрея Гавриловича. Этим поступком Троекуров поставил не просто себя, но даже простого слугу выше давнего товарища, и этим действием в один момент разрушил дружбу, столько лет связывавшую его и Дубровского.

Эти примеры убеждают нас в том, что настоящая крепкая дружба не может связывать людей, которые не считают друг друга равными, ведь между такими личностями не может возникнуть ни взаимоуважения, ни истинного взаимопонимания. Напоследок хотелось бы вспомнить слова известного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Авторитет и дружба — вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство — условие дружбы».

Вставить свои 5 копеек