Плохой проступок или преступление едва ли может быть оправдано, даже если оно совершено во благо. Это связано с тем, что во время проступка мы в любом случае причиняем боль физическую, моральную себе или окружающим. В итоге в случае преступления будет виновный и пострадавший, которого не интересует благородство поступка. Подтвердить данную точку зрения я постараюсь с помощью примеров из литературных произведений.
В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решается на убийство старухи-процентщицы. Родион Раскольников — глубоко несчастный человек, который позволил ошибочной точке зрения заполнить разум. Молодой человек оказался в трудном жизненном положении, не имел даже минимальных средств к существованию, скрывался от арендодателя и влачил существование в душной и низкой комнатушке.
В определенный момент времени герой приходит к мнению о том, что убийство старухи-процентщицы не только решит его проблемы с безденежьем, но также поможет остальным. Он долго обдумывал план убийства, о чем свидетельствуют описанные автором сны. Родион сомневался, однако не отказался от поставленной цели. В итоге главный герой убивает процентщицу и ее сестру. Помогло ли ему это в жизни, облегчило ли существование с финансовой точки зрения? Определенно нет. Пытался ли он оправдать свой грех? Да, однако это не помогло ему. В сложившейся ситуации единственно верным решением оказалось раскаяние и признание в содеянном.
Внимания заслуживает и произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Герой, в честь которого и назван роман, убивает друга на дуэли. Причина ссоры — провокации Евгения, его нетактичное отношение к возлюбленной Ленского. Перед вооруженным столкновением у героев была возможность примериться, принести обоюдные извинения и продолжить общаться.
Однако гордость переполнила сердца товарищей, что в итоге привело к смерти одного из персонажей. Можно ли в данном случае оправдать Онегина? Конечно, нет, так как убийство уничтожило жизнь в физическом плане Ленского и в духовном — возлюбленной поэта. Причиненный вред нельзя компенсировать, как-либо объяснить и оправдать с точки зрения морали. Евгений Онегин, гонимый муками совести, решает покинуть «забытое селенье», убегает от осознания своего проступка.
Плохой поступок нельзя оправдать в случаях, когда речь идет о физическом или моральном причинении вреда. Это боль, пронзающая сердце и душу. Проступок возможно искупить, однако оправдать — нет. На примере героев из литературных произведений можно убедиться, что они не смогли даже в агонии обосновать совершенное преступление.