Часто можно услышать от взрослых людей, что к людям всегда необходимо относиться с милосердием и добротой. Это касается жертв, преступников, свидетелей и прочих участников социальной коммуникации. Однако действительно ли нужно проявлять милосердие по отношению к тому, кто нарушил закон?
Я полагаю, если человек преступил закон от безысходности, то он может заслуживать проявления милосердия. Это касается тех людей, которые в попытке спасти жизнь напали на убийцу или насильника. Это жертвы, которые были вынуждены пойти на крайние меры. Они определенно заслуживают снисхождения, сострадания. Однако есть и ситуации, когда человек вызывает исключительно отвращение, не заслуживает и взгляда со стороны общества.
Например, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читатель знакомится с крепостным Савелием. Герой страдал от произвола управляющего, который экономил на крестьянах, морил голодом и не предоставлял адекватных условий для работы. Крепостные поняли, что никто не готов постоять за них, поэтому отважились решить проблему самостоятельно. Савелий и другие мужики убили управляющего, а после были приговорены к каторге. Савелий неоднократно пытался бежать, за что его унижали и истязали. Читатель проявляет сострадание к мужчине, потому что у крестьян не было иного выхода из ситуации.
Другой пример можно найти в работе Михаила Лермонтова «Песнь про купца Калашникова». Кирибеевич опозорил семью Степана и Алены, а после убедил царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал главе государства, что приставал прилюдно к замужней женщине, не чувствовал своей вины. Степан решил отомстить за супругу, не проявляя милосердия. Герой вызвал Кирибеевича на смертный бой и даже одолел врага. Опричник совершил преступление без раскаяния и без необходимости. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему.
Таким образом, преступник заслуживает сострадания, если совершил злодеяние от безысходности. В противном случае он обречен на справедливое и жестокое отношение общества.