Почему не пропадает интерес к творчеству Булгакова?

Творчество М.А. Булгакова актуально всегда. К сожалению, мы встречаемся с насилием. Невольно возникает сомнение: «Добры ли люди?» Иногда сложно понять, где кончается добро, начинается зло. По-своему отвечают на эти вопросы герои романа «Мастер и Маргарита».

Булгаков писал произведение как книгу о своей эпохе, людях. В то же время она вне времени. Главные герои решают вечную проблему хорошего и плохого. Противостояние добра и зла происходит в человеческой душе. Что победит? Возвышенные порывы или сиюминутные интересы?

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Так, философ Иешуа уверен, что «злых людей не бывает» и надо стремиться к гармонии между человеком и миром. Понтий Пилат по службе прибегает к насилию и не верит в такую гармонию. Истина для него — в подчинении порядку. Поэтому жизнь его мучительна, а сам политик одинок. Он заставляет себя смириться со злом и расплачивается за это.
Судьба даёт ему шанс. Приговорённый к казни Иешуа обращается к Понтию Пилату: «Добрый человек!» Прокуратор обнаруживает, что встретил того, кто говорит с ним откровенно. «Твоя жизнь скудна, иегемон», — эти слова Иешуа не оскорбляют Пилата. Наоборот, наступает прозрение, приходят мысли «о каком-то бессмертии».

Идея Иешуа — деятельное добро без насилия, готовность одного человека понять другого, труд и творчество на благо людей. Именно Га-Ноцри воплощает идеал. Он жертвует собой во имя истины и добра, а Пилат мучается «двенадцать тысяч лун», пока Мастер не даёт ему прощения. Думаю, Булгаков делает Иешуа персонажем романа Мастера, чтобы сказать, что искусство может направить человека на поиск истины, чего не хватает многим москвичам 30-х гг. Их характеристику даёт автор, вводя ещё одного персонажа — Воланда. Князь появляется в Москве с целью «испытать» героев и покарать плохих людей. Судит он не по законам добра: в сложившейся ситуации со злом, чтобы восстановить справедливость, бороться надо злом. В этом трагизм ситуации.

Булгаков, описывая московское общество, обращает внимание читателя на то, что люди несвободны, злы. Трамвайная кондукторша, когда кот заходит в трамвай, видит в этом лишь нарушение порядка: «Котам нельзя!» Литературные критики «говорят не то, что хотят сказать». Сосед Маргариты даже во время полёта на шабаш «не расстаётся с портфелем».
Из описания московского общества можно сделать вывод, что люди глупы, корыстолюбивы, но они не все злые по своей натуре. Как заметил Воланд, им не чуждо милосердие. При встречах с теми, кто не утратил способности к состраданию, он удивляется.

Князь тьмы провоцирует, расставляет ловушки, но всегда даёт шанс выбрать между добром и злом, использовать свободную волю. Зло совершает не Воланд, а люди. По Булгакову, человек начинается там, где заканчивается зло. Любовь к людям олицетворяет добро. Пока есть люди, добро будет жить с нами. Вспомните, например, как Маргарита на шабаше, просила пощадить Фриду, убившую своего ребёнка и горько раскаявшуюся.

Итак, роман «Мастер и Маргарита о всесилии добра. Но если человек ни при каких обстоятельствах не сойдёт с истинного пути. То есть об ответственности. Каждый человек предстает перед выбором, по какой дороге ему двигаться. Булгаков показывает, что мы сами творцы своей судьбы. Вывод однозначен: если совершать добро, зло уйдёт, мир станет лучше. Эта мысль делает творчество Булгакова близким и понятым каждому: его книги просветляют душу. Смех будит мысль. Добро требует действия. А зло рождает горечь и сожаление.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.