Каковы источники формирования исторической памяти?

В учебниках истории мы часто можем заметить следующую мысль: «историческая память важна, ведь это опыт, на который мы должны опираться, чтобы не совершать ошибок». Однако где конкретно нам брать опыт, то есть именно знания практические, но не теоретические, как в случае с учебником истории? Каковы источники формирования исторической памяти?

Анна Ахматова, например, в своей работе «Реквием» затрагивает такую тему, как историческая память, её сила. Сама писательница стала непосредственной участницей событий, связанных с репрессиями 20-го века. Фундаментом поэмы становится женщина, которая вынуждена находиться в очередях ради встречи с сыном, находящимся в тюрьме. Важно учесть и то, что Ахматова когда-то также пыталась спасти сына. Два раза её ребёнок оказывался под арестом.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Горе, печаль ее жизни в итоге привели к написанию поэмы. К формированию исторической памяти в данном случае относится само описание, которое дает писательница. Так, читатель может узнать о «каторжных норах», состоянии людей, ожидающих приговора, равнодушии. Поэтесса употребляет и историзмы, которые были характерны для эпохи сталинских репрессий: «Маруся», «чёрная Маруся». Женщина так описывает и собственные впечатления: «мне не разобрать теперь, кто зверь, кто человек». Она была вынуждена наблюдать, как сына отправляют в ссылку. Таким образом, историческую память вначале сформировалась у поэтессы, а позже была дополнена и «преобразована» в литературу.

Ещё одним примером станет жизни Марины Цветаевой. Поэтесса написала ряд произведений: «Вёрсты», «Разлука» и т.д. Все работы пропитаны эмоциями женщины, ее переживаниями. Она в период Революции вела переписку с несколькими представителями зарубежного литературного кружка, например, Рейнер Мария Рильке. Позже женщина и вовсе эмигрирует, но признаёт это неудачей в своём письме: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, сюда..».

Цветаева признавалась в Томске по Родине и написала ряд стихотворений по этому поводу, в числе которых и сборник «После России». Там читатель находит крупицы информации о причинах отъезда, связанных и с историей, эпохой, и быт зарубежом. В стихах она говорила и о том, что прежней России больше нет, теперь это совершенно незнакомое ей государство: «Можно ли вернуться в дом, который — скрыт».

Таким образом, в качестве исторических памятников, источников, которые необходимы для познания опыта прошлого, современное поколение может использовать не только учебник по сопутствующим наукам. Формирование исторической памяти происходит благодаря историческим ситуации, жизненному опыту, который происходит с каким-либо человеком.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.