Герой комедии «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «ум с сердцем не в ладу». В чем опасность внутреннего разлада с собой?

Чацкий в комедии «Горе от ума» однажды сказал: «Ум с сердцем не в ладах». Герой самостоятельно дал себе такую характеристику, указывая на внутренний разлад с собой. В чем же опасность такого состояния у человека?

Я считаю, что человек, у которого ум существует отдельно от сердца, не может называться личностью. Во-первых, он постоянно будет испытывать беспочвенные угрызения совести и постоянное желание изменить что-то абстрактное. Во-вторых, такой человек именно существует или даже становится на путь душевной смерти, которую старательно избегает всякая личность. Об опасности внутренней «войны» писали многие отечественные и зарубежные авторы. Большинство из них сходится на мнении о том, что разлад ума и сердца делают человека несчастным, в результате чего он не может жить спокойной и размеренной жизнью.

Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» делает акцент именно на внутреннем конфликте главного героя. Родион Раскольников убивает старуху процентщицу, считая, что данный поступок поможет его сердцу и душе успокоиться. Однако Достоевский разными способами показывает доброе христианское начало у героя. Так, еще ребенком Родион сочувствует сбитой лошади, по мере развития сюжета стремиться защитить сестру Дуню. Переживания о долгах и поиск быстрого решения проблемы привели героя к преступлению. Но это было лишь действие разума, от которого сердце старалось защищать. Наиболее красочно подтверждают данную точку зрения сны главного героя. Они предупреждают его о грядущих муках совести, необходимость раскаяния и страшных последствиях. Раскольников оказывается настолько чист душой и сердцем, что даже отвергает чувства Сонечки Мармеладовой, ведь искренне не понимает, как такой «ангел» мог полюбить его. Однако разум — враг человеческий, помешавший также и Родиону.

Достоевский в романе показывает, что внутренний разлад может привести к греху, который искупается только долгими мучениями совести. Похожую проблему поднимает и автор романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева. В начале сюжета автор раскрывает и условно разделяет Евгения Базарова и остальное общество. Герой существует именно за счет «ума». Он причисляет себя к течению нигилистов, не только разделяя их точку зрения, но и активно продвигая ее в массы, что, например, заметно во время его беседы с отцом принимающего семейства.

Ум начинает конфликтовать с сердцем после того, как Базаров осознает, что он влюблен в Анну Одинцову. Герой совершенно оказался не готов к нахлынувшим чувствам, ведь Базаров полностью отрицал существование самой любви. Внутренний разлад мучает молодого человека, лишает сна. С одной стороны он не готов признать чувства и сделать первый шаг навстречу счастью, так как это подтвердит неправильность его первоначальной нигилистической точки зрения. С другой — понимает, это, возможно, первая и последняя любовь. И.С. Тургенев показывает, что истинный Базаров — этот тот Базаров, который любит Одинцову, что долгое время он жил не той жизнью, которой хотел жить истинный Базаров.

Таким образом, внутренний разлад и конфликт «ума» и «сердца» опасен тем, что он может привести человека к несчастной жизни. Кто-то начинает совершать преступления против совести, а кто-то отвергает любимого человека. Внутренний разлад — дефект, удаление которого требует большой силы воли, которая, к сожалению, есть далеко не у каждого.

Вставить свои 5 копеек