В век развития инновационных технологий и тотальной деградации в культурной сфере одним из самых острых вопросов является вопрос о споре материальных и духовных ценностей. Могут ли первые вытеснить вторые или они спокойно способны уживаться вместе?
На мой субъективный взгляд, только единичные представители современного общества смогли сохранить и воспитать у детей духовные ценности. Не стоит в свете последних событий причислять семью к проявлению духовности, ведь многие рожают ради материнского капитала или просто потому, что так надо.
О вопросе конфронтации материальных и духовных ценностей рассуждали многие отечественные писатели, к числу которых относится и Д.И. Фонвизин. В работе «Недоросль» автор демонстрирует две стороны: одна в лице учителей, другая — необразованные Простаковы. Попытки образовать младшего господина провальные, ведь мать с детства говорила ему, что главное иметь деньги, за которые все и все сделают.
Женщина настолько погрязла в алчности и ненависти к бедным или недостаточно обеспеченным людям, что не в состоянии проявить хоть каплю духовности даже в отношении Софьи. Для нее гораздо важнее материальная обеспеченность, но не счастье и искренняя любовь в семье. Такому человеку хочется только посочувствовать, так как он вряд ли был любим собственными родителями, чувствовал когда-то любовь от членов семьи, способен передать это прекрасное чувство потомкам.
Схожую проблему рассматривает и автор бессмертной работы «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. В его книге прожили жизнь несколько сотен персонажей, история большинства из которых была прописана и детально проработана писателем. Именно поэтому можно сделать выводы относительно нескольких людей. Конфронтация на протяжении всех описанных пятнадцати лет происходит между добром и злом, духовными и материальными ценностями.
Так, Николай Ростов на всю жизнь, в отличие от семьи Простаковых у Фонвизина, сохранил в сердце духовные ценности. Он пронес их через все трудности. Когда граф Илья Андреевич умер, выяснилось, что семья имеет много долгов, с которыми расплатиться они были не в силах. Николай мог бы наступить на горло собственным предкам, отказавшись от семьи и отца, однако он выбирает наиболее сложный путь. Николай отказывается от материальной обеспеченности, продает имение и заботится о сестре и матери, неустанно работая.
Герою противна сама мысль о женитьбе на богатой женщине, чье состояние способно решить все проблемы. Его на это несколько раз подталкивали другие персонажи произведения. Тем не менее, из сердца Николай не смог вытеснить духовные ценности.
Таким образом, человек может сделать выбор в пользу исключительно материального и бездуховного состояния, как поступил один из героев комедии «Недоросль». Однако настоящая праведность и искренние чувства доступны всегда будут только тем, кто в сложный жизненной ситуации не перейдет на сторону денег и безбедного существования, как было в ситуации с Николаем Ростовым.