Обрести Христа — значит обрести собственную душу.
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание» написан после возвращения Достоевского с каторги в Сибири, когда он стал придерживаться религиозного устоя. Он начинает искать правду, пытается обличить несправедливый устой мира. В романе прослеживается неверие Достоевского в изменение мира путем насилия, а также мечта достижения человеком счастья.
Результатом неверия в изменение человека, преобразование его души в безгрешную и незлобную, становится обращение Достоевского к Христу. Именно в нем он видит возможность нравственного усовершенствования людей.
Именно для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, он создает «Преступление и наказание».
Один из центральных героев проповедует свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Кажется, что именно его поступок становится центром повествования. Но, несмотря на всю значимость образа Раскольникова, роман был бы неполным, даже незаконченным, без Сони Мармеладовой.
Именно Соня является олицетворением «правды» Достоевского. Соня — это идеал чистоты и духовной силы, это любящая, открытая личность. Несмотря на все тяготы и лишения ее жизни, она смогла сохранить в себе любовь и сострадание к людям.
Но почему, почему Соня, нежная, чистая душой Соня, так низко пала? Почему стала продавать себя? Случилось это не от хорошей жизни! Она идет на самопожертвование ради своей семьи. Делает все ради их спасения: чтобы они не голодали, чтобы Полечка не пошла по ее пути. Своим смыслом жизни Соня видит самопожертвование. Она, как Киприда, вечно непорочная «блудница», потому что делает это все ради счастья других. Это понятно всем, кроме Родиона Раскольникова. Он не видит разницы между ее и своим преступлениями.
«Пойдем вместе… — ты тоже преступила… могла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь свою»,
– говорит он.
Но он был слеп только в начале. Он прозревал: прозревал оп мере развития их общения. Он все больше понимал состояние ее души и причину ее низкого падения. Понимал, что она грешит ради спасения других и этим возносит себя выше по чистоте души, чем сам Родион, который убил человека, чтобы проверить кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Раскольников осознал, что Соня человек с большой душой, наделенной даром бесконечного сострадания к людям.
Чуткость, вера и бескорыстность чувств Сони помогают душе Раскольникова начать свое возрождение. Соня увидела в нем не только убийцу, но и человека: она сопереживала ему, мучилась вместе с ним — и именно это спасло Родиона. Думаю, что этим возрождением Достоевский хотел показать, что вера в Христа, кротость и покаяние способны спасти этот желчный мир.
Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Соня смирилась и идет дорогой страданий. Веря в истинную любовь к ближним, избирает путь насилия над собой, чтобы спасти родных. В отличие от нее Родион борется со всеми устоями жизни, которые не нравятся ему. Но преломление убеждений Раскольникова свершились, хоть не внешне, но внутренне: он решил чтить и следовать им в своем сердце.
Следуя по пути покаяния, Соня всегда во всем со всеми соглашалась, но однажды эта кроткая, смиренная девушка превратилась в грозную тигрицу. Она яростно защищала свои убеждения, веру в Бога, и категорически отвергала и порицала презрение Раскольникова к людям. Она, внешне являясь человеком, загубившим свою душу, не понимает «бунта» Раскольникова.
Столкновение двух героев с кардинально разным духовным развитием очень важно. В лице Сони мы видим отражение народного начала: терпения, смирения, безмерной любви к человеку и Богу. Поэтому именно Соня становится «противником» и одновременно спасителем Раскольникова с его идеей «избранного». И если Соня и не одержала полную, видимую победу в этом противостоянии, она хотя бы способствовала внутреннему окончательному крушению бесчеловечной идеи Раскольникова.