Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Если рассматривать «Преступление и наказание» как идеологический по преимуществу роман, то главным здесь оказывается не художественная аргументация к определенной концепции, а попытка вывести логические следствия из определенного комплекса идей. Переживания героя подробно изображаются изнутри, и именно с их помощью автор пытается решить важную для него проблему. Поэтому писатель солидаризируется со своим героем, хотя и до определенного предела. А значит, правомерен вопрос, в каком смысле Достоевский является Раскольниковым?

Элитарная теория Раскольникова — это преломленное сквозь художественный мир отражение претензий писателя на исключительность. Неудивительно, что «Преступление и наказание» не содержит опровержения теории Раскольникова, а скорее представляет собой опыт по освобождению от определенного идейно-психологического комплекса. Хотя образ Раскольникова с точки зрения Достоевского характеризует современную молодежь, психологически этот герой понят и пережит изнутри.

Автор приписывает ему некоторые собственные характеристики и переживания. Посредством вымышленной истории, превращая определенный комплекс, Раскольников — герой, обладающий тайной, и даже такая незначительная деталь в его поведении, как прятание предметов, имеет существенное значение в его образе, далеко не водимое к желанию скрыть следы преступления и избежать наказания. Конечно, на первом плане в романе более глобальные формы изоляции (ведь Раскольников, по сути, ведет поединок со всем миром), но не следует игнорировать и локальные проявления этого отчуждения. Немаловажно, что данное состояние было характерно для героя еще до совершенного им преступления. При всей детальности и убедительности рассказа об убийстве старухи, преступление Раскольникова может быть воспринято как один из символов отчуждения.

В романе есть недвусмысленные указания на несущественность того, что «теоретизм» Раскольникова проявился именно в убийстве старушки, — это слова Порфирия Петровича, а также наивное предположение Разумихина, указывающее на цареубийство как возможный вариант реализации идеи Раскольникова. Преступление рождается из процесса отчуждения. Поэтому возможно такое прочтение романа, при котором убийство старухи окажется второстепенным, несущественным или побочным мотивом, а центральное положение займет сама история отчуждения, метаний человека между социализацией и окончательным разрывом с людьми. Убийство старухи лишь придает этому состоянию определенную форму и мотивирует его, что называется, «задним числом».

Достоевский создает модель отчуждения человека, в которой психологическая структура личности важнее, чем конкретная причина отчуждения.

Характерно, что в третьей части романа поведение Раскольникова изображается как загадка с известным читателю ответом, но со стороны — в восприятии таких наблюдателей, как Разумихин, Пульхерия Александровна, Дуня, и особенно в глазах пристально наблюдающего за Раскольниковым Зосимова, Раскольников — мономан, человек, которого беспокоит какая-то мысль, ставшая причиной его отчуждения.

Вставить свои 5 копеек