Сочинение на тему «Разоблачение индивидуалистического своеволия в романе Достоевского «Преступление и наказание»»

Что мы можем сказать о русской литературе ХIХ века? Именно с ее помощью лидеры по своей натуре имели возможность открыто заявлять о том, что современность весьма трагична, эти прогрессивные люди находились в демократичном поиске истины. Фёдор Михайлович Достоевский не был исключением. Его творчество заключается в извечном обсуждении, каким же образом усовершенствовать человечество. Он сам себя величал – литератор-пролетарий, имел стойкое желание помочь многим таким же, как и он. Именно из-за этого стремления он оказался в кружке петрашевцев, в котором обсуждались политические вопросы, противоречившие существующей власти.

Спустя 2 года, 27-летнего Достоевского и тех, кто вместе с ним отстаивал правду, взяли под стражу и присудили к смертному приговору. И вот, когда Федор Михайлович с товарищами в ожидании казни, простояли с завязанными глазами мучительно долгие минуты, им было объявлено о том, что приговор изменен и им предстоят каторжные работы. Это унизительное волеизъявление царя, специальное издевательство, настолько поразило молодого Достоевского, что он поклялся себе всю жизнь бороться против насилия, как морального, так и духовного, над человеком.

В Петербурге, спустя 10 долгих лет, Достоевский раскрылся как писатель.

В своей деятельности Федор Михайлович ориентировался на «новое слово», то есть своей миссией считал говорить от лица большинства, чтобы передать ужас происходящего, сложность душевных и умственных терзаний.

Величайшее творение писателя, что повергло в шок его современников и оставило важный след в мировой литературе, несомненно, – роман «Преступление и наказание». Раскольников, – главное действующее лицо произведения, – живет не в достатке, а бедности. Он не может оплатить обучение, и оказывается отчисленным из ВУЗа.

Да, он беден, но не сломлен духом, и что есть силы борется против фальши, не может примириться с мыслью, что живет в мире, где богатый понукает бедным, где столько несправедливости, где нищее существование обрекает на смерть.

Убийство ничтожной старухи воспринимается самим Раскольниковым, как противостояние тому постулату, что гласит о бессилии человека. Но в чем же виновата бедная Лизавета, некстати вернувшаяся?.. Ведь одним топором убиты двое: и грешница, и праведница. Сам Раскольников не осознает ещё наистрашнейшего, что может происходить в сознании человека – он поселил у себя в голове мысль, что может вершить суд над «тварью дрожащей». Таких наполеоновских планов он отрекается, ужасно переживая их последствия. Любовь к Соне снисходит, будто новая страничка жизни.

Достоевский мастерски раскрывает первопричины индивидуалистического своеволия, обнажив психологию всего процесса.

«Преступление и наказание» насыщено героями, которые не связаны с убийством, судьбой Раскольникова, но без них роман был бы лишен такого глубокого философского смысла. Теория Раскольникова ясна Свидригайлову и Лужину, они даже придерживаются её в своих целях. Порфирий Петрович смотрит на эту теорию относительно законности, Разумихин – как человек здравый, осуждающий своеволие, противоречащее нормам общества. Соня же осуждает с религиозной точки зрения поступки Раскольникова.

Главный герой считает себя кем-то, вроде «сверхчеловека». Его теория фанатична. Мы можем наблюдать раздвоенную личность Раскольникова, такой человек мнит себя чуть ли не творцом.

Достоевский доказывает, что теория Родиона Раскольникова, какими бы она не была проаргументирована мотивами, не может быть оправдана.

Вставить свои 5 копеек