Середина девятнадцатого века — переломное время для общественного сознания. Закаменевший патриархальный мир близится к кризису, новые формы мышления начинают вытеснять все старое. На фоне этого состояния общества в 1859 году А.Н. Островским была написана пьеса «Гроза», которая содержит обширную нравственную проблематику.
В произведении затрагивается проблема борьбы любви и долга. Сталкиваются внешний и внутренний конфликты драмы, что заставляет Катерину делать мучительный моральный выбор, от которого зависит ее дальнейшая жизнь: попытаться обрести счастье с Борисом или остаться верной общественным порядкам «темного царства», оставшись с мужем и отказавшись от свободы.
В третьем явлении третьего действия Кулигин, один из героев, размышляет о жестокости устоев калиновского мира. Он обнажает авторскую позицию, которая заключается в том, что взаимоотношения людей здесь построены на насилии и угнетении: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят». Кроме того, власть принадлежит тем, у кого есть деньги, а духовные ценности здесь не имеют значения. Монолог Кулигина отражает проблему общественного и семейного деспотизма как основы общественных отношений.
В разговоре с Варварой в седьмом явлении первого действия Катерина сетует: «Да здесь все как будто из-под неволи». Действительно, реплика героини обобщает все, что происходит в городе Калинове. Здесь правят домострой и самодурство. Такие условия не оставляют места для личностной свободы, а вольнолюбивые люди жить в такой среде не могут. Таким образом, в драме поднимается проблема внешней и внутренней несвободы человека.
Подводя итог, можно сказать, что город Калинов — собирательный образ патриархального мира, концентрированная сущность общественного сознания середины девятнадцатого века. Слова и поступки жителей темного царства отражают целый ряд проблем, актуальных для этого периода.