Какие человеческие качества проявляются на войне? Именно над этим вопросом рассуждает В.А. Каверин.
В тексте автор приводит пример храброго и героического поведения капитана с перебитой ногой. «У меня есть пистолет, и живым они меня не получат», — он был готов продолжить бой несмотря на то, что он не мог полноценно передвигаться.
В.А. Каверин также рассуждает об отсутствии человеческих качеств на войне. ««Ты всё равно умрёшь», – сказал он торопливо», — Ромашов был трусливым человеком, потому что он забрал у капитана пистолет и оставил его одного с перебитой ногой после угрозы полевым судом. Автор также указывает на его натуру, используя детали качества речи («сказал он торопливо»). Это характеризует солдата как неуверенного человека, на которого нельзя положиться в случае опасности.
Противопоставленные примеры-иллюстрации показывают два разных вида человеческих качеств на войне. В первом случае речь идёт об отваге, самоотверженности и храбрости, во втором – о трусливости и ненадёжности.
Позиция В.А. Каверина ясна: автор порицает слабость духа, которую проявляет солдат Ромашов, и восхищается поведением капитана, который был готов стоять до самого конца. Если у кого-то не достаёт сил на то, чтобы совершать героические подвиги, то это вовсе не значит, что предательство, дезертирство должны стать нормой.
Я согласна с позицией автора, потому что войско, солдаты, народ перед лицом войны должны быть едины и стараться помочь ближним, потому что они все находятся в равных условиях. Предательство и трусость, смелость и честь – это группы диаметрально противоположных человеческих качеств, которые проявляются на войне. Первая недопустима и непростительна, потому что она рушит человеческое доверие и обесценивает сделанное людьми, в то время как вторая создаёт баланс взаимоотношений и двигает процесс сражений.