Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?

Учёные издавна заслуживали особенное уважение и почёт общества. Благодаря науке мы живем в таком развитом мире, можем лечить тяжёлые заболевания и узнавать все больше о нашей планете. Однако не каждый человек может стать способным учёным и открыть нечто важное для нашего мира. Какими же нравственными качествами должен обладать современный учёный?

Говоря о нравственности, мы в первую очередь оцениваем поведение человека по отношению к другим. Если же взять на рассмотрение учёных — к ним понятие нравственности также применяется в полной мере. Учёный работает с людьми или же старается сделать что-то полезное для общества, поэтому он должен быть добросовестным, честным, бескорыстным и сострадающим. Все эти качества помогут учёному думать о том, ради чего он работает.

В качестве примера рассмотрим роман Артура Конан Дойла о частном детективе Шерлоке Холмсе. Этого человека, безусловно, можно назвать учёным, ведь он обладает знаниями во многих научных сферах: криминалистике, психологии, химии, биологии, медицине. Все эти знания полезны для его работы — расследования преступлений. При этом Холмсу недостаёт главного: умения сочувствовать людям, быть тактичным и мягким, способным поддержать и успокоить. Вместо этого он рассматривает каждое дело, как обычную загадку — ребус, который необходимо разгадать. В данном случае Холмс мог бы быть человечнее и чувствительнее, что немаловажно для учёного.

Другой пример возьмём из произведения «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Главный герой книги пытается подтвердить удивительную теорию, проводя бесчисленные эксперименты. Его нравственность не позволяет привлечь посторонних людей к проведению опытов, поэтому он сам становится подопытным кроликом.

Эксперименты оказываются действительно опасными, и в итоге сознание доктора Джекила делится на две личности, что в конечном счёте привело к печальному исходу. Однако здесь мы видим нравственные качества, которыми должен обладать учёный — он не должен даже допускать мысли о том, чтобы подвергнуть кого-либо опасности. Если же необходимо проверить теорию — учёному приходится самому становиться жертвой экспериментов, но не заставлять других жертвовать собой.

Делаем вывод из всего вышесказанного: современный учёный должен заботиться в первую очередь о безопасности и благополучии окружающих и только потом думать о собственных теория и экспериментах. Нравственные убеждения достойного учёного не позволят ему поступать неэтично по отношению к другим людям, и это, как мне кажется, самое важное в научной деятельности.

 

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *