Как смелость может проявиться в творчестве?

Творчество — это очень интересный процесс, для которого человеку необходимо открыть в себе множество различных качеств. Наиболее очевидные из них — это трудолюбие, креативность, терпение и так далее. Однако в некоторых обстоятельствах для творчества может понадобиться настоящая смелость. В каких случаях она может проявляться в творчестве? Например, в условиях цензуры, запрета на самовыражение, смелость для творчества просто необходима.

Такие ситуации мы можем наблюдать как в реальной истории, так и в художественной литературе. Однако к примерам мы обратимся чуть позже, а сейчас я хотела бы акцентировать ваше внимание на том, что как проявление смелости можно интерпретировать любое творчество, ведь создавать новое, рискуя получить в ответ критику — это всегда сложно и требует от человека большой отваги. Однако для того, чтобы сделать моё утверждение более красочным и очевидным, давайте обратимся к смелости, которая проявляется в творчестве в условиях ограничения свободы самовыражения.

Вдохновенно прочитать стихи — разве это не творчество? А если это стихи запрещённого автора? Я считаю, что этот поступок можно назвать творческим в первом случае, и добавить определение «смелый» во втором. Именно такой поступок совершает одна из главных героинь повести Бориса Васильева «Завтра была война» Искра Полякова. На похоронах своей подруги Вики она зачитывает строки из стихотворения Есенина, запрещённого на момент действия книги. При этом Искра знает, что её мать, убеждённая коммунистка и активная партийная деятельница, не одобрит такой поступок, да и самой ей грозят серьёзные проблемы. Тем не менее девушка считает, что прощание с Викой в такой творческой манере будет правильным поступком, и принимает решение продекламировать стихи.

Второй пример мы можем отыскать в биографии известного советского и русского музыканта Игоря (Егора) Фёдоровича Летова. Летов исполнял музыку в жанре панк-рока, который традиционно на территории Советского Союза подвергался гонениям. В творчестве Егора преобладали песни с уклоном в психоделику, это составляло часть его авторской манеры. Однако власть, которой неугодно было его творчество, определило Летова в психиатрическую клинику. Такая судьба в те годы постигала многих. В психиатрии музыканту пришлось выдержать много страшных вещей: например, ему делали уколы с опасными дозами нейролептиков.

Позже Летов говорил: «В какой-то момент я понял, чтобы не сойти с ума я должен творить. Я целый день ходил и сочинял». Человек, которого положили в психиатрию за неугодное правительству творчество, решил искать спасение в нём же! Я считаю, это очень смелый поступок, хотя бы потому, что Игорь Фёдорович Летов не перестал творить и после выхода из психиатрической клиники, где пробыл три месяца, рискуя вновь вернуться в это страшное место.

Оба этих примера доказывают мою точку зрения о том, что любое творчество — это всегда проявление смелости, и особенно — в условиях ограничения свободы самовыражения. Егор Летов творил несмотря на то, что это было опасно буквально для его жизни. Искра Полякова читает на могиле подруги стихи запрещённого в то время поэта Есенина, рискуя стать чужим для матери человеком. Оба примера демонстрируют: творчество в любом виде — это вызов, особенно, если это творчество запрещено.

Вставить свои 5 копеек