Когда и почему люди стремятся бежать от реальности?

Бегство от реальности приобретает разные формы. Одни погружаются в мир собственных фантазий, другие — в книги, фильмы (творческие плоды чужого воображения), третьи — буквально бегут в физическом смысле, не находят себе пристанища, постоянного места пребывания. Разочарования, насмешки окружающих, частые обиды приводят ранимых, склонных к частым размышлениям людей к единственно возможному существованию в обществе — «прятаться» от него в придуманных рамках. Им не хватает понимания и сочувствия от близких. Они не живут «здесь и сейчас», а находятся в постоянных душевных метаниях и грёзах.

В произведении Чехова «Человек в футляре» главный герой склонен отрицать реальность с ее самыми разными проявлениями: от плохих и несправедливых ситуаций до самых лучших и возвышенных моментов. Он прячется от любых эмоций, пребывая в собственном «коконе» из страхов, выстраивая вокруг себя цепочку убеждений и моральных ориентиров, за которые запрещает переступать — себе и другим. Беликов и преподает «мертвый» язык — греческий, словно отрицая факт существования более значимых и нужных языков в современности, уходя в прошлое. Люди вокруг него стараются избегать его, ведут себя сдержанно и побаиваются. Он изначально выстраивает так свою жизнь. И лишь только что-то выводит его из равновесия (толчок с лестницы), как он растерян — это сильно ударяет по нему психически и приводит к погибели. Беликов не был способен принимать действительность, какова она на самом деле, а окружающие потворствовали ему и боялись возразить, кроме одного-единственного Коваленко.

Обломов из одноименного произведения Гончарова находится в отрыве от реальности, исходя из собственного воспитания и склада личности. Его не приучили к труду, ответственности и принятию решений, он и лежит на диване сутками, думая, что все дела за него сделаются сами. Даже появление возлюбленной Ольги не меняет его образа жизни.

В мечтах он семьянин с детьми, путешественник, но усилий прикладывать он не умеет и не желает. Труд и учение для него считались в детстве наказаниями, что и привело к теперешнему мировосприятию героя. Ничто из желаемого не приходит к нему само, как Обломов полагает, и «проще» сбежать от реальности в грёзы, нежели предпринять шаги по достижению чего-либо. Его цели при этом просты, имеются и возможности для их реализации — происхождение позволило бы построить карьеру, а появление хорошей девушки — создать семью. Но никаких изменений с ним не происходит. Герой все же поддается судьбе и Агафье, женившись, однако удовлетворения от этого не получает — «мечта» частично исполнена, но не с той женщиной и не в тех обстоятельствах, что ведет к деградации его как личности.

Порой человек убегает от реальности, попав в непредвиденную ситуацию, что не вписывается в его прежнюю картину мира. Внезапно оставшись без близких, без дела всей жизни, будучи преданным, получив серьезное заболевание, ограничивающее былую свободу, переворачивающее все жизненные взгляды и установки с ног на голову.

Дон Кихот из одноименного романа «Сервантеса» бежал от реальности, погружаясь в героический мир книжных персонажей — средневековых рыцарей. Ему не хватает приключений в серой повседневности, и дворянин их себе придумывает, наделяя окружающие предметы, людей несуществующими свойствами, другими именами. Он выбирает для себя образ рыцаря как воплощения благородства, справедливости, смелости, непременной спутницы рядом, спасенной героем от беды. При этом все душевные порывы Кихота приводят к противоположным результатам. Несоответствие идеалам реальности делает его поступки комичными, но внутри скрыта трагедия одинокого человека. Лишенный по природе эгоистичных побуждений, чистый и добрый, отзывчивый он — пленник собственных иллюзий.

Таким образом, бегство от реальности случается, когда человек находится в одиноком, подавленном состоянии после пережитого потрясения и отказывается признавать это. Или же изначально склонен предаваться пустым мечтам и иллюзиям в связи с воспитанием, характером. Существующая вокруг обыденность не соответствует его идеалам, а он сам — не ощущает, что обладает требуемыми качествами для спокойного восприятия себя в этом мире, обретения чувства уверенности из-за внешних осуждений социума или внутренних противоречий.

Вставить свои 5 копеек