Чем читательский опыт отличается от жизненного?

Читательский опыт дарует нам знания, мудрость, остроту ума. Со стороны читателя (то есть, если выражаться по-другому, наблюдателя) нам всегда легче судить о каких-то персонажах, их поступках или вещах. Во время прочтения книги мы вынуждены неустанно думать и анализировать, понимать и делать выводы. Мы учимся на ошибках нереальных героев, иногда перенимаем их мудрость, а может даже и черты характера.

Опыт жизненный — это вещь совершенно другая. Здесь мы не просто наблюдатели, а действующие лица. Мы всё ещё можем судить о чужих поступках, насмехаться над ними, поддерживать их. Но также могут делать и другие по отношению к нам и нашим решениям. В критических ситуациях у нас нет возможности поставить мир на паузу и подумать, проанализировать возможные исходы событий и их последствия, как мы могли бы это сделать, закрыв на минуту книгу. В реально жизни мы, зачастую, вынуждены поступать так, как велит нам Судьба-матушка.

Онегин, главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», был умным и начитанным человеком из высшего общества. Жизнь его наделила даром, который не доступен был тогда многим — грамотностью. Его даже в какой-то степени можно назвать книжным червём, ведь у него была своя личная библиотека, а отдых и покой он находил в уединении среди страниц книг. Но помогло ли это ему в жизни?

Никто не написал на страницах европейского романа о том, что Татьяна — настоящий клад, что Евгений зря бежал от неё. Никто не подсказал ему печальный исход сюжета мести Ленскому. Он вёл себя словно герой самого настоящего романа, однако никто не объяснил ему, что в жизни всё далеко не так, как в книгах. В жизни, упустив единожды своё счастье, ты его уже не вернёшь. Онегин так и не смог справить с ролью гордого одиночки — он полюбил, но было слишком поздно. Он осознал важность дружбы, но мёртвого к жизни уже не вернуть. Так его и заслуженно ожидал трагический финал, исход которого никто не предсказал на страницах его любимой книги.

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Фамусов, отец Софьи Павловны, заявляет, что его дочь читается слишком много французских романов, и они оказывают на неё дурное влияние. И, как оказалось, это действительно так! Девушка вырастает наивной и излишне сентиментальной, слепнет от идеальности Молчалина, который подходит ей в мужья не только по критериям общества, но и по меркам «прекрасного принца» из книг. Тихий, покорный, терпеливый… Идеальная кандидатура. Однако, как оказалось, читательского опыта всё же было мало — Софья ужасно ошиблась, а осознала это только когда обожглась. Молчалин — трус, лицемер и изменщик.

Она упустила своё счастье в виде Чацкого, который, вероятнее всего, в её любимых романах был схож с главным антагонистом, мешавшим влюблённой паре. И ни одна строка в книге не подсказала ей, как не ошибиться и сделать правильный выбор.

Как бы ни был хорош читательский опыт, опты жизненный намного ценнее. Книга — это прежде всего красивая история, а не реальная жизнь. И в реальной жизни нам не подскажет правильную дорогу ремарка внизу страницы — решение останется лишь за нами.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. Несколько странным кажется доказывать, что книжный опыт уступает жизненному, приводя в пример книжных героев, которым он не помог. Впрочем, если говорить о главном посыле статьи, что книжный опыт уступает жизненному, то должен согласиться