Почему молчит художник и надо ли пытаться разговорить его в этот момент? В предложенном тексте В.П. Астафьев, известный писатель, пытается ответить на этот вопрос. Автор поднимает проблему творчества, проблему рождения произведения искусства (неважно, о чём именно идёт речь — о живописном полотне или поэтическом тексте).
Раскрывается она через образ друга. Он вдруг «замолк» во время прогулки, «слушает свою по-осеннему притихшую землю». Автор не знает, о чём именно размышляет друг в это время, среди мира живых или мёртвых он мысленно блуждает. Но понимает, что мешать ему не стоит. Ведь любое искусство — это «таинство», значит, оно неподвластно простым смертным, «глубже и сложнее». Недаром слово «Творец» написано с заглавной буквы.
Противопоставляются художникам обычные люди, которым «всё ясно на этом неспокойном свете и кто с лёгкостью необыкновенной, а порой и с напором, достойным лучшего применения, подаёт нам советы». Но такие люди не могут ничего сказать миру. И лишь Творцам это дано: именно они открывают что-то новое. Поэтому и не надо отвлекать художника, если он замолкает, чтобы не «спугнуть» мысль, которая потом воплотиться в творении — картине, рассказе, мелодии.
Нельзя не согласиться в этом с В.П. Астафьевым. Действительно, рождение произведения искусства — это таинство, а дар Творца — это дар Божий. Именно об этом размышляли поэты, писатели, посвятившие теме поэта и поэзии немало своих творений. Так, Томас Манн, немецкий философ, говорил, что «Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения», понимая под этим то самое молчание, когда настоящего художника посещает озарение, какая-то важная мысль, требующая воплощения.
Итак, можно сделать вывод, что молчание — это естественный процесс творчества. Художники выскажутся потом. Однако сделают это не словами, а своим творчеством.