Губит ли людей «футлярная» жизнь?

«Футлярная» жизнь предполагает закрытость по отношению к обществу, нежелание или неспособность контактировать с людьми в рамках привычной жизнедеятельности. Фактически, это болезнь, которая приводит к разрушениям личности. Человек, возможно, предпринимает попытки выйти из зоны комфорта, но все же возвращается в «скорлупу». Сегодня с помощью специалиста решить данную проблему реально, однако без желания со стороны самой психологически травмированной личности шансы к успеху «лечения» сводятся к нулю.

Социофобия и закрытость по отношению к обществу рассматривалась многими писателями, однако при выражении «футлярная жизнь» большинство вспоминает именно работу А.П. Чехова. Автор кратко и содержательно рассмотрел проблемы, которые поражает «футлярщина», определил причины появления этой болезни.

«Футлярного» человека мы встречаем в произведении Чехова «Человек в футляре». В рассказе учитель гимназии Беликов боится буквально всего, что может называться проявлением жизни. Герой постоянно повторяет «как бы чего не вышло», избегает новых знакомств и событий. Так, показателен случай с древними языками, преподавателем которых и был Беликов. Мужчина считал, что древний язык — уход в прошлое, откуда не может идти рисков. Беликов словно закрылся в «футляре», не замечая, что и сам причиняет людям вред. Остальные персонажи рассказа боялись и избегали учителя, потешались над жалобами мужчины.

Мировоззрение героя настолько сузилось, что он постоянно деградировал в простейшую форму жизни. Чехов отмечает, что однобокость и робость Беликова привели его к ранней смерти. Но здесь писатель подмечает первую искреннюю улыбку учителя — улыбка смерти. Теперь он обрел постоянный «футляр», который сохранит его навсегда от общества. Автор скептически оценивает героя, во многом даже сочувствует ему.

В «Крыжовнике» А.Н. Чехова герой сконцентрировался на приобретении имения. Это его форма «футляра», которая представляет собойдостижение цели. Из-за своей мечты Николай Иваныч совершенно ничего не замечает, женится по расчету, становится причиной ранней смерти супруги. Совершенно обленившись, потеряв интерес к любой форме жизни, мужчина вел бестолковую жизнь, мечтая в большинстве своем не об имении, а о кусте крыжовника. Герой нравственно разлагается, совершенно перестает быть человеком.

В персонаже «Крыжовника» мало отличий от Беликова. Оба персонажа преследовали исключительно одну цель, которой свято оставались верными. Учитель гимназии стремился огородить себя от общества, а Николай Иваныч ограждался от того, что может нарушить его планы по покупке имения с крыжовником.

Таким образом, «футлярщина» губит людей не только физически, но и морально. Например, Беликов умирает, а Николай Иваныч остается навсегда один. Даже брат последнего героя совершенно не готов с ним общаться. Это и позволяет сделать вывод о том, что жизнь в «футляре» уничтожает личность, а иногда и становится причиной гибели окружающих «футлярного» человека людей.

Вставить свои 5 копеек