Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

Можно ли представить, что человек решается на преступление только по вине общества? Я считаю, что это практически невозможно, если не принимать во внимание войны и революции. Однако стереотипы и осуждение большинства, негодование и уничтожение мечты и надежд вполне способны подтолкнуть личность к роковой ошибке. Подтвердить данную точку зрения я постараюсь с помощью примеров из литературных произведений.

Так, в работе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» события разворачиваются вокруг Родиона Раскольникова. Бывший студент становится ярым приверженцем теории о тварях «дрожащих» и «право имеющих». Герой совершенно неправильно осознает смысл этой идеи, поэтому начинает видеть себя спасителем мира. Добрый поступок для Раскольникова теперь — убийство старухи-процентщицы, которое не только не приносит молодому человеку счастья, но и становится причиной его душевных страданий. С одной стороны, Родион решается на преступление из-за давления общества, точнее некоторых его представителей. С другой — молодой человек самостоятельно загоняет себя в клетку, идёт на поводу якобы «блага».

В данном случае вина за убийство полностью ложится на плечи Раскольникова. Он не прислушался к сердцу и разуму, решил, что имеет право распорядиться одной-двумя жизнями. Автор также демонстрирует, что именно из-за активности общества герой начинает чувствовать себя плохо. Фактически, он боится быть пойманным, постоянно сторонится и вызывает массу вопросов у семьи и знакомых.

Другой пример можно обнаружить в книге «Голодные игры», написанной Сьюзен Коллинз. Читатель знакомится с жизнью дистриктов, представляющий собой полноценное антиутопичное государство Панем. Ежегодно под покровительством Капитолия проходят Голодные игры, цель которых — выживание. Для участия выбираются представители несостоятельных семей, которые ради собственной жизни должны уничтожить всех противников. В данном случае может показаться, что общество стало виновником убийств и существования самих игр. Но на самом деле вина на бездействии. Бедные прекрасно осознают, что Голодные игры — развлечения для богатых. Общество не стремится восстать на защиту детей. Все живут в страхе и с замиранием сердца видят, как их дети находятся на волоске от смерти, убивают своих друзей. Это вина общества и вина его бездействия, страха. Однако это субъект, который оставляет людям право отказаться от игры, принять меры.

Таким образом, общество в редких случаях может выступать в качестве субъекта, который поощряет или не предотвращает убийства. Однако вина всегда будет возлагаться исключительно на преступника, поступившегося адекватными принципами.

Вставить свои 5 копеек