Неумение сопереживать и сочувствовать — одна из главных проблем современности. Это является также основной причиной человеческой жестокости. Зарубежные и отечественные авторы активно поднимали данную проблему в своих произведениях. Они пытались ответить и на соответствующий вопрос — почему люди бывают жестоки друг к другу?
Я считаю, что главными причинами жестокости при общении можно считать эгоистическую природу человека, продвижение концепции «цель оправдывает средства». Последнее определяет по-настоящему жестокую личность. Для подтверждения собственного мнения я приведу примеры из литературных произведений.
В работе «Не пускай рыжую на озеро» из творчества Е. Габовой повествуется о травле в школе и предвзятом отношении среди одноклассников. Светка — главная героиня книги, которая отличалась талантом среди сверстников. Ее унижали и оскорбляли из зависти. Именно это качество губит одноклассников девочки как душевных личностей. Они не способны радоваться за кого-то или помогать. Единственное, что представляет для них интерес — чувство собственного достоинства и исключительности. Рассказчик же готов не пускать Свету на озеро, так как считает ее пение основной причиной отсутствия улова во время рыбалки.
Автор данного произведения показывает сразу несколько причин человеческой жестокости: зависть, предубеждение и неспособность помогать. В другом ключе поставленную проблему раскрывает писатель В. Железников в работе «Чучело».
Конфликт толпы и личности раскрывается на примере Ленки Бессольцевой и ее одноклассников. Она отличается добротой, состраданием и милосердием. Спасая друга, девочка берет вину на себя, чем заслуживает издевательства от сверстников. Бессольцева терпит оскорбления, пока настоящий виновник в лице Димки Сомова предпочитает отмалчиваться в сторонке. Дети жестоки, что доказывают их поступки: сжигание чучела в платье главной героини, избиение девочки. Причиной поведения автор указывает иллюзию вседозволенности, а также упоение и желание почувствовать себя властными.
Автор работы «Чучело» делает акцент на подростковой жестокости и отсутствии настоящей обоснованности действий. Писателя настораживает и отношение взрослых, которые словно остаются в неведении и собственным молчанием в какой-то мере оправдывают поступки детей. Примечательно и то, что узнав истинного виновного, подростки не проявили по отношению к нему аналогичной жестокости, что может свидетельствовать о предвзятом отношении к Ленке.
Таким образом, человек, который по какой-то причине оказывается против толпы, автоматически становится обреченным. Он едва ли сможет защититься от жестокости общества, появляющейся из зависти, ненависти и иллюзии вседозволенности. Жестокость встречается в разных ситуациях и проявлениях, но единственный способ избежать этого — не обращать внимание и стараться избегать компанию личностей, который с малой долей вероятности когда-то изменятся.