В богатом и могучем русском языке слова доброта и милосердие часто употребляются в качестве взаимозаменяемых слов, то есть синонимов. Однако это является ошибкой, ведь понятия достаточно сильно отличаются и определяют совершенно разные группы людей. В чем же разница между добротой и милосердием?
Я считаю, что добрым может быть практически каждый человек. Это положительное качество рассматривается в разных ключах: помощь другому в трудной ситуации, отзывчивость или типичное хорошее отношение к окружающим. Если детально разбирать данные ситуации, то можно сделать вывод, что неконфликтная коммуникация и стремление помочь кому-либо в нематериальном чаще всего вопросе не требует затрат осязаемых. То есть вы действительно можете считаться добрым из-за хорошего отношения к людям. Однако милосердие чаще всего подразумевает конкретные поступки, что может классифицироваться как подтип доброты. Конкретные действия требуют использования человеческих ресурсов, что на безвозмездной основе становится милосердием. Стоит отметить и то, что данный термин не присущ только религиозным людям, как принято считать в обществе.
Вопрос об отличии милосердия и доброты поднимает также А. Платонов в работе «Юшка». Главный герой был добр по отношению к окружающим, отличался отзывчивостью и состраданием. Тем не менее его нельзя назвать милосердным. В рамках общества он оставался только доброй личностью, готовой поддержать в трудную минуту. Исключительно для приемной дочери Юшка был милосердным, ведь он работал, то есть совершал конкретное действие, отдавал всю зарплату девушке. Последняя обладала обеими качествами, как и большинство личностей. Ее доброта проявлялась в положительной коммуникации с людьми, а милосердие в решении остаться в городе. Она выбрала помогать другим, а не собственную жизнь.
Платонов раскрывает различия между понятиями доброта и милосердие достаточно емко. Если упростить и свести к минимуму определение и частные случаи, то можно сделать примерно следующий вывод: улыбка считается признаком доброты, но не представляет собой и призрака милосердия.
В произведении «Список Шиндлера» главный герой спасает от мучений и истязаний евреев. Писатель Т. Кенэлли повествует историю одного бизнесмена, который получил приказ переправить всю рабочую силу в Освенцим. Для сохранения предприятия и защиты людей он отдаёт последние деньги Амону Гету. Последний даёт разрешение на вывоз людей в Чехию. Писатель неоднократно акцентирует внимание читателя на том, что поступок был двоякий. С одной стороны главный герой оказался добрым по отношению к евреям, но с другой — нет, ведь Шиндлер думал и о бизнесе. И снова поступок считается добрым, но не милосердным, ведь говорить о полной безвозмездности не приходится.
Таким образом, милосердие и доброта часто употребляются в качестве синонимов, но являются совершенно разными по значению словами. Так, добрым может считаться любой человек, а милосердными только единицы.