Тема любви в произведениях А. Блока

Любовь — неотъемлемое чувство, которое рано или поздно просыпается в сердце каждого человека. Как отмечали древние философы, именно благородное чувство или страсть способны пробудить в душе поэта музу, архитектора или скульптора талант. Александр Блок не стал исключением, ведь в его творчестве тема любви также раскрыта достаточно широко.

Стихотворения Блока можно условно разделить на несколько частей, среди которых первая влюбленность, страстные или романтические отношения, болезненный период отказа или невзаимная любовь, серьезные чувства и даже измена. Как можно заметить, любовь, личная жизнь и творчество переплелись, создавая проникновенные произведения, наполненные настоящими и искренними эмоциями.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Первым периодом можно считать трепетную любовь. Это ранний Блок, который наделяет лирического героя нежностью, лаской, созерцанием любви. Данный период в жизни самого поэта был тесно связан с Любовью Менделеевой. Блок безгранично любил девушку и практически все творения посвящал ей. Например, поклонники работ Блока обязательно из раннего творчество вспомнят следующие строки их стихотворения «Она молода и прекрасна была»:

«Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!..
Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась;
Кто знает, быть может, была и печаль…
Как сердце мое разрывалось!..»

Если разбирать стихотворение именно с позиции любви, то можно заметить, что поэт обожествляет Менделееву с Мадонной, сравнивает ее красоту с эталонной или чистой «как зеркало». Важно отметить, что на данном этапе отношений Блок не стремился стать ближе к возлюбленной, предпочитая оставаться на расстоянии. Это способствовало появлению в указанном выше стихотворении и соответствующих сравнений: «как синяя даль» и т.д. В других произведениях также можно увидеть, что лирически герой больше наблюдает за возлюбленной со стороны, оставляя в памяти лишь идеализированный, часто обожествленный образ. Например, здесь целесообразно вспомнить строки из работы «Ты хочешь царствовать поныне…», где проводится параллель с Девой Марией:

«Младая дева красоты…
Ее язык — твои призывы,
Ее мечты — твои мечты,
Ее любовь — твои порывы,
И профиль твой — ее черты!..»

Следующий этап в жизни поэта – любовь к прекрасной актрисе Наталье Волоховой. Здесь стихотворения уже практически теряют первоначальный образ лирического героя: исчезает возвышенность и идеализирование. Так, Блок и в реальной жизни не стремится больше находиться на расстоянии, как в случае с Любовью Менделеевой. Теперь поэт стал смелее, сохраняя в то же время нежность, что отражено в цикле работ «Снежная маска»:

«И опять твой сладкий сумрак,
влюблённость.
И опять: «Навеки. Опусти глаза твои».
И дней туманность, и ночная бессонность,
И вдали, в волнах, вдали —
пролетевшие ладьи».

Писатель сам подмечает, что это уже не первая влюбленность, употребляя всего одно слово – «опять». Пропадает практически полностью и образ божества, религиозный. Хотя остается еще сравнение возлюбленной с «чистым ангелом», но это уже более приземленный, в некотором смысле типичный образ. Герой также настроен на серьезные отношения, однако позже разочаровывается: «устал от ласк подруги». Можно заметить также сравнение великого чувства с вьюгой, которые имеют сразу несколько общих черт: тьма и недосказанность, холод. Отныне любовь становится для Александра Блока больше камнем, который тянет не только душу, но и сердце к тоске и депрессии.

Следующий этап в жизни и творчество поэта – страсть. Любовь раскрывается в новом свете в цикле произведений «Кармен», где героиня представляет собой страсть, цыганку и олицетворенную искру. Лирический герой здесь становится еще ближе к героине, ведь теперь это не просто отношения на равных как в предыдущем цикле, а уже и обозначение общих интересов. Например, образ женщины обладает славянскими и цыганскими чертами, отличается свободолюбивостью.

Практически одновременно с циклом «Кармен» Александр Блок переходит с темы любви к конкретной женщине к Родине. Связано это в первую очередь с тем, что Блок наблюдает лично все потрясения, которые переживает Россия. Теперь в стихотворении именно государство становится объектом воздыхания, а Русь — женой. Александр Блок ярко и красочно передает всю боль, испытываемую из-за «ошибок» своей жены, родины. К примеру, в работе «Русь»:

«И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты».

Тем не менее, герой полностью не завершает тему любви к женщине. Появляется стихотворение «Незнакомка», героиней которой становится современная поэту девушка. Это уже страстный образ, но все еще с нотками скромности, обусловленной ограничениями морали и воспитания. По сути, это стихотворение в полной мере отражает переходный период именно в женском сознании, отношениях и любви. Здесь уже нет места возвышенности и обожествлению, исчезает образ во многом пушкинского идеала, особенно актуального для конца романтичного девятнадцатого века:

«Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен».

Таким образом, любовь в творчестве Александра Блока занимает отдельное место, преимущественное. Каждое чувство искреннее и настоящее, читатель в него верит. Заметно как талант поэта развивается на протяжении жизни, можно проследить чувства и эмоции, ведь каждую работу Блок писал, основываясь на собственном опыте. Творчество поэта Александра Блока действительно заслуживает той известности, которую получает от настоящих ценителей литературы, стихотворений.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.