В произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой часто использует антитезу. Риторическое противопоставление позволяет детально и в сравнении рассматривать представителей той эпохи, как в случае с Наполеоном и Кутузовым. Герои, на мой взгляд, введены в роман не столько для отражения военной позиции, сколько для размышлений о духовной составляющей.
Наполеон — император величественной Франции, который явно доволен положением в обществе. Толстой изображает его человеком небольшого роста, двуличным и во многом обидчивым. Император действительно умеет превосходно вести войну, но не знает меру, грезит о мировом господстве. Читатель замечает в эпизоде побега Наполеона его трусливую и способную на предательство душу. Он, будучи загнанным в угол, решает бросить солдат только ради спасения.
Итак, император прекрасной Франции предстаёт на фоне Кутузова эгоистичным «маленьким человеком», который позволил себе распоряжаться судьбами людей. О Наполеоне слагают легенды, но при непосредственной встрече остальные герои разочаровываются в собственных представлениях.
Гротескно фигура Наполеона в сравнении с Кутузовым. Русский полководец не стремится стать мировым господином, ведь жизни людей имеют для него большее значение. Показательны отношения героя с императором России. Александр не был стратегом и не понимал, как правильно вести военную кампанию. Кутузов мог бы указать на это и в качестве ведущей на войне фигуры временно забрать часть власти себе, как это периодически делалось в странах Азии, когда полководец становился подобием императора. Однако герой проявляет учтивость и терпение, тактично обходит острые углы в общении со светским обществом и беспокоится только о судьбе России. Он — человек с большой душой, на которого нужно равняться.
Герои в силу возраста или роста не отличались харизматичностью, поэтому читатель анализирует в первую очередь их поступки и действия. Наполеон притворяется добрым, но покидает армию, когда же Кутузов остаётся с полком в самые сложные минуты. Я считаю, что автор пытался обратить внимание на то, что многие высокопоставленные личности могут «приторно улыбаться», но они никогда не сравнятся с теми, кто способен только «отеческим взглядом» подбодрить и наставить на путь истинный.