«Мертвые души» — сложное и многогранное произведение, в котором автор не только раскрывает жизни героев, но и уделяет внимание деталям на фоне. Каждое слово у Гоголя имеет смысл, а каждый образ отличается символичностью, что подтверждают образы дороги и бегущей тройки лошадей.
Так, дорога встречается читателю несколько раз. Главный герой путешествует по ней от помещика к помещику. Дорога может рассматриваться как самостоятельный герой, появление которого призвано раскрыть тему. Например, когда Чичиков въезжает в город N., писатель замечает кривизну колеса и дорожки. Это позволяет подчеркнуть, что герой встал не на тот путь, он ошибается.
Русская дорога путает Чичикова, предоставляя то внезапные повороты, то внезапные встречи. Благодаря им герой попадает к Коробочке, а затем и будет разоблачен. Сама бричка Чичикова постоянно перемещается по ложному пути. Делая акцент на том, что бричка уезжает в даль, писатель наводит читателя на мысль о том, что вся страна или большая часть её представителей давно идут не по той дорожке, даже не подозревая о её «кривизне». Данный транспорт для яркости и символичности позже предстаёт как грязный, пыльный и совершенно непривлекательный. Таким образом, Гоголь показывает, что происходит с человеческой душой после становления на ложный путь.
Скачущая тройка в итоге превратится в птицу, что и послужит завершением романа. Сама тройка олицетворяет собой сильную и непоколебимую Россию, ямщик которой заставляет её мчаться в неизведанную и полную сумрака и лжи даль. Движение тройки — это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений.
Таким образом, в произведении «Мертвые души» читатель видит несколько образов, среди которых находится место для дороги и тройки лошадей. Это многогранные «герои», символизирующие ложный жизненный путь и стремление России соответственно.