Анализ стихотворения «Незнакомка» А.А. Блока

На мой взгляд, стихотворение «Незнакомка» — самое пронзительное у А.А. Блока. Андрей Белый, друг поэта, зафиксировал точное время его написания — 1906 год. Произведение переходное: завершается ранний этап творчества, когда Блок воспевает «мистическую Даму», неземные идеалы, поэзия приближается к реальности, хотя остаётся то же ожидание чуда.

Тема стихотворения довольна проста — столкновение мечты и действительности. Чтобы ярче раскрыть её, поэт композиционно разделяет произведение на две условные части.

Сначала мы видим пригород Петербурга. Это дисгармоничный, уродливый мир, наполненный резкими звуками (крики пьяных, женский визг, скрип уключин, детский плач). И что самое страшное, это продолжается «каждый вечер». Что-то монотонное и однообразное есть во всём. Даже Луна — символ таинственности и загадочности — здесь выглядит очень прозаически, как «крендель булочный», который «бессмысленно кривится».

Во второй части появляется образ Незнакомки. И сатирическое повествование сменяется пронзительной романтичностью. Уродливые крики уступают место напевности (акцент делается на звуке «а»: «Дыша духами и туманами, // Она садится у окна…»).

Особенно ярко работают эпитеты: в первой части они намеренно грубые («пьяные окрики», «тлетворный дух»), а во второй — поэтические («берег очарованный», «в туманном движется окне»).

Кстати, у Незнакомки два образа. С одной стороны, у неё есть конкретные приметы, эффектные наряды («шляпа с траурными перьями и в кольцах узкая рука»). С другой — это навеянный мечтами героя чистый лик Прекрасной Дамы. Сквозь призму её образа и мир видится другим: вместо «пьяниц с глазами кролика» — «очи синие бездонные», вместо «скуки загородных дач» — «очарованная даль».

Раздвоение вообще характерно для блоковского восприятия действительности, в которой смешивается безобразное с прекрасным. Он и видит в Незнакомке идеал, и в то же время сомневается в его подлинности. Лирическому герою кажется, что он уже живёт в мире возвышенной мечты. Но лишь на миг. Таинственное видение очень зыбкое, это только мгновение самообмана. И действительность грубо вторгается в мечту: «Ты право, пьяное чудовище».

Так ярко показана трагедия героя, чья тонкая душа оскорблена «страшным миром», а судьба искалечена пошлостью. Кстати, так чувствовал себя и сам А.А. Блок в момент написания стихотворения. Он узнал, что любимая жена ему неверна, поэтому предпочитал бродить по ресторанам и напиваться, чтобы забыться. А лирический герой обобщил страдания по подлинному чувству, чистоте человеческих отношений и в то же время выразил горькое осознание несбыточности грёз в окружающем прозаическом мире.

И всё же, мне кажется, А.А. Блок предложил выход из ужасающей дисгармонии бытия: «В моей душе лежит сокровище». То есть человек богатый духовно, нравственно чистый, искренний и любящий способен изменить мир к лучшему. Автор не опускается до пошлости, наоборот, помня о великом предназначении Поэта, призывает всех к красоте, добру, истине.

Вставить свои 5 копеек