Тема России и революции: трагическое осмысление творчества Блока, Бунина, Гиппиуса, Фадеева

Как относились люди к революции, что она значила для них? На эти вопросы ответить не так легко: все понимали ее по-своему. Для примера возьмем 20-е года 20 века, когда произошли Октябрьская и Февральская революции. Некоторые писатели этого века воспринимали революцию как «праздник трудящихся и угнетенных». Но в творчестве отечественных поэтов-писателей прослеживается и иной образ революции: борьбы несущей с собой кровопролития, смерти и гонения.

Многие из поэтов не скупятся на «лестные» эпитеты, давая оценку революционному времени. Так далеко не праздничные оценки мы видим в творчестве З.Н. Гиппиус: «Блевотина войны — октябрьское веселье» — революция предстает в образе смуты страшной, беспощадной, кровопролитной и развращающей. Таким образом, праздный и положительный образ Октября и Гражданской войны терпит крушение.

«Черную книгу» З.Н. Гиппиус можно смело назвать книгой о смуте и гибели, крушении культуры. При этом сама Гиппиус не дает односторонней оценки. Мы видим то злые характеристики, даваемые Октябрю либеральной интеллигенцией. То перед нами предстает образ молящих за народ и всю Россию, пытающихся усмирить ненависть и кровопролития, старающихся прекратить озверение.

Вымученные «Окаянные дни» И.А. Бунина можно назвать дневником страшных лет. Мы сквозь лай революционных речей и выстрелы смертельных залпов слышим отголоски великого человеческого страдания и боли, также заключающихся и в огромной тоске и любви к России. «Окаянные дни» — это своего рода дневник, повествующий о неминуемой и беспощадной гибели души, опошлению и угасанию святости духа. Душа сопротивляется, но будет ли от этого сопротивления толк?

Бунин стали пытается найти истоки, которые стали началом этой катастрофы, угрожающей поражением культуры. Бунин указывает, что в данном стечении истории виновата отчасти и литература: она забывала о своей прямой обязанности — напоминать, что народ ответственен за судьбу России. В дневниковых записях Бунин отмечает, что проезжая в Одессу минуя Россию и Украину, видел территории пока свободные от большевиков, но поглощенные «музыкой революции».

Он видит: станции, залитые рвотой и человеческими нечистотами, разрываемые пьяными воплями, и удиравших с фронта «скифов». Бунин акцентирует внимание на подробностях быта. Творящиеся вокруг ужасы отрезвляют: чего только стоят эпизоды с трупом в черном костюме, плывущем по реке, и людей, которые даже не реагируют на происходящее. Бунин, в отличие от Есенина, не верит в страну Инонию — он отвергает шальные обещания нового приходящего устоя. Он считает — это верхом слепоты и нравственного, духовного падения.

По А.Блоку положение дел, творящееся в России во времена революции, в основном пугало растущей несвободой. Что подталкивало людей, в том числе и писателей, искать особой «тайной свободы». Эта тайная свобода нашла отражение в поэме «Скифам», где явно прослеживается духовная свобода, скрытая, до сих пор не познанная душа русского народа. Мы видим, как революция высвобождает это начало, что приводит к обновлению и высвобождению этого начала, омолодившего Русь.

Блок хотя и слагает «красивые мифы о России, революции, народе», говорит, что за революцией следует лучшее будущее, новое время, лучшее, но не скрывает всю ее грязь, пошлость. Блок видел и понимал «грязные» стороны революции, но оправдывал их великой и высокой ее целью. Он показывает, что старый, интеллигентный, буржуазный мир – пережиток прошлого, что будущее будут строить обыкновенные люди из народа. Для него революция — способ раскрыть всю душу народа.

Положительный образ революции: ее величие, героизм — отслеживается в романе Фадеева «Разгром». В романе большинство героев проходят изменения под воздействием революции и гражданской войны. Переделке подвергаются и Бакланов, и Дубов, и Варя, и Метелица. Но особенно убедительный ее пример — та нравственная и духовная эволюция, которую переживает Морозка.

Все тяготы ожидающие его, помогают Морозке «осмыслить и крепче войти» в рабочее братство. В итоге он погибает. Но его смерть прекрасна: это подвиг во имя святого братства. В романе нет места ненужным праздным мыслям. В нем даже Мечик несет некоторую положительную функцию: с его помощью мы видим процесс изменения Морозки.

Как можно заметить, перерождение России путем революции шло через споры, муки и борения, которые прошел не только рабочий народ, но и литературные деятели.

Вставить свои 5 копеек