Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

«Лишний человек» или «умная ненужность» достаточно жестокие, на мой субъективный взгляд, термины. Однако проблема появления подобных «ненужностей» многократно поднималась в творчестве как отечественных, так и зарубежных авторов. Это чаще всего были персонажи, которые не смогли найти смысл собственного бытия, то есть преимущественно люди несчастные. «Ненужных» личностей видно сразу, ведь именно они выступают в произведениях оппонентами общества, именно они хотят все время что-то менять.

Обращаясь к конкретным произведениям, стоит отметить, что «лишний человек» всегда отвергается обществом, однако это не говорит о незрелости первого. Часто прогрессивные взгляды «ненужных» людей опережали время, поэтому не могли восприниматься широкой публикой серьезно или хотя бы учтиво.

В качестве первого примера можно взять творчество Александра Сергеевича Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин» раскрывает сразу несколько центральных персонажей, один из которых оказывается «лишним». Главный герой — Евгений, воспитанный в высшем свете. Он принимал участие во всех светских мероприятиях, старался полностью следовать моде. В сущности, Онегин и внутренне и внешне — полное воплощение дворянина той эпохи.

Несмотря на правильность поведения и постоянные разговоры на светских вечерах, читатель замечает, что Евгений Онегин как бы лишний. Он полюбил собственную тоску и стал постепенно уставать от скучной и однообразной жизни дворянина. Стоит отметить, что его мысли действительно были не по годам и времени взрослые и адекватные, однако в восемнадцатом веке они едва ли имели право на жизнь.

Особенно примечателен тот факт, что автор сам сравнивает героя с Чарльд Гарольдом. Последний же был когда-то воспет не менее известным Байроном как человек «лишний» или попросту мешающий обществу. Однако апатичность Евгения сыграла с ним злую шутку, ведь он не только потерял любовь, но и не смог найти себя.

Михаил Юрьевич Лермонтов также поднимает проблему существования «лишнего человека» в работе «Герой нашего времени». Григорий ведет дневник, поэтому у читателя может возникнуть чувство, словно герой рисуется или пытается возвысить, оправдаться в собственных глазах. Он делает вид, что ему совершенно безразлично мнение общества, однако именно последнее беспокоит его больше всего.

Григорий постоянно останавливается в разных местах, делая заметки в дневнике. Про Кисловодск он практически не упоминает, лишь зарисовывая местность. Отдельное внимание герой посвящает детализации всех слов и взглядов, направленных в его сторону. Он даже отталкивает Веру, но лишь потому, что серьезные и возвышенные чувства полностью противоречат его четко выстроенному образу. Как итог, Григорий остается несчастен до конца дней. Он просто влачит мнимое существование.

Таким образом, «лишние» люди существуют в обществе. Кто-то из них просто претворяется и исполняет роль, заглушая собственные чувства. Кто-то, напротив, старается противостоять общепринятому мнению, но проигрывает, не найдя единомышленников. Подобных личностей не стоит ругать или называть «неполноценными», ведь все их поступки и отторжения вызваны именно обществом, осуждениями и насмешками. Такие «ненужности» можно только пожалеть.

Вставить свои 5 копеек