Какого человека можно назвать идеально красивым? Над данной нравственно-эстетической проблемой размышляет известный новатор педагогической мысли В.А. Сухомлинский.
Он заявляет, что внешние очарование и соразмерность, безусловно, важны. Педагог утверждает: «Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым». Однако лишь внешнего совершенства недостаточно, необходимо иметь «богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважение к людям и к себе». Только тогда человек будет привлекательным. Эта же мысль близка Л.Н. Толстому. На примере двух героинь — Элен и Наташи — писатель показывает красавиц мнимых и истинных. Идеальная внешне, Курагина внутренне лицемерная, подлая. И наоборот — юная Ростова непримечательная, худенькая, с большим ртом. Но именно она любимая героиня Л.Н. Толстого, потому что привлекает живостью, непосредственностью, искренностью.
Но что создаёт внутреннюю красоту? По мнению В.А. Сухомлинского, это занятие любимой деятельностью и «муки творчества». Однако не любое дело преобразит человека в лучшую сторону, а только то, что направлено на благо людей. И поэтому автор делает вывод: «Идеал человеческой красоты – это ещё и идеал нравственности». Опять вспомню Л.Н. Толстого. Наполеон в изображении писателя одутловатый, разжиревший, суетливый. А всё потому, что он слишком самолюбив, безразличен к окружающим. Кутузов искренний, скромный. Мы вместе с автором, хотя и понимаем, что полководец стар, не замечаем внешнего несовершенства, а выделяем ласковый взгляд, кроткую улыбку.
Я поддерживаю мнение В.А. Сухомлинского о «единстве физического, нравственного, эстетического совершенства». Гармонично развитым можно назвать того, кто красив внешне и внутренне. Народные пословицы и поговорки также учат, что важны в человеке ум, внутреннее достоинство, доброта: «Будь красив, да не будь спесив».
Таким образом, внешняя красота не может существовать без внутренней. Дополняя друг друга, они создают подлинную человеческую красоту.