Изображение Москвы на страницах русской литературы 19-20 веков

Москва — известнейший город, город, ставший эпицентром самых разнообразных по масштабу событий в России. Отразить всю глубину несокрушимой русской столицы неоднократно пытались самые разные деятели искусства — в том числе и поэты. Рассмотрев творчество некоторых из них, определим то, как изображалась Москва на страницах русской литературы 19-20 века. Упоминание Москвы 19 века можно встретить во многих произведениях классической литературы, но именно в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» город изображается по-особому величественным и близким русской душе. Автор говорит:

«Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!» —

подчёркивая, тем самым, глубинное, сакральное значение русской столицы для обитателей России. Поэт не отрицает того факта, что в Москве не всегда спокойно («Шум, хохот, беготня, поклоны»), что здесь обитает избалованная светскими нравами аристократия:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

«Московских франтов и Цирцей
Привлечь насмешливые взгляды!»,

— но всё это отходит на второй план, когда настаёт разлука с городом, что так мучительна:

«Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!»

Автору, замечая особое очарование в традиционных русских церквях, куполах, очаровывается:

«Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!»

Таким образом, столица неизменно связана с русским мироощущением — приходит к выводу А.С. Пушкин. Москва в качестве неотъемлемой части русской души изображена и в творчестве В.Я. Брюсова — поэта 20 столетия. В своём стихотворении «У Кремля» В.Я. Брюсов сравнивает столицу с мифическим, сказочным кровом человека, где душа в безопасности:

«Но город-миф — мой мир домашний,
Мой кров, когда вне — бурелом.»

Однако здесь в отличие от А.С. Пушкина появляется некий «бурелом», свирепствующий извне, — этим автор называет социальную нестабильность, что со сменой веков вспыхнула в России. Это примечательно потому, что такие бурные перевороты не прошли стороной и Москву 20 века — в произведении «Советская Москва», которое создано через несколько лет после революции, поэт пишет:

«Москва вторично в пламени».

Брюсов констатирует, что Москва как часть русской души мертва, заменена чем-то другим посредством метафоры «над советами светы иные»:

«Века свой бег не замедлили,
Над светами светы иные».

Для поэта город-миф, что так дорог сердцу, отныне не существует, ведь революция умертвила былую прелесть Москвы, не зря строка:

«Где в огне Революции — гильотина».

Подводя итог, можно сказать, что Москва в русской литературе изображена как ментальная колыбель русского народа — это заметно и в творчестве Пушкина, и Брюсова. В произведениях же последнего заметен особый трагизм: автор подчёркивает, что такой Москвы ввиду революции больше нет, а есть лишь «Советская Москва», не имеющая ничего общего с русской душой.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.