Образ мечтателя в творчестве Достоевского

Возникая в ранних произведениях Ф.М. Достоевского («Хозяйка», «Слабое сердце», «Белые ночи»), образ мечтателя проходит практически через всё творчество писателя. Проходит он и через «Записки из подполья», и, наконец, приобретает некую свою завершённость, в «Подростке» и может быть даже ещё в «Преступлении и наказании».

«Ранний» мечтатель Достоевского, условно, развивается по двум направлениям – по-сентиментальному («Слабое сердце») и романтическому («Белые ночи»). Романтический мечтатель через «Записки из подполья» придёт к «Преступлению и наказанию», а сентиментальный, как это не странно может показаться, через те же «Записки из подполья» к «Подростку».

Ранний мечтатель беден, одинок и напрочь лишён социальных связей. Он и живёт где-то на отшибе в полном одиночестве. Такой мечтатель существует, как бы отдельно от реальности. Он обижен на жизнь. Его мир — это мир фантазий, почти полностью лишённый какой-либо практической деятельности. Он практически не социализирован. И часто нигде не служит.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Мечтатель в «Записках из подполья» переходит на новый уровень. И на этом уровне он уже вооружается идеями, и его мечта — это мечта воплотить эти идеи в жизнь. Но герой всё равно остаётся бесхарактерным и отделённым от реалий ему не хватает сил и характера для деятельности. Он живёт, по его собственному выражению, в «подполье». К жизни он относится сугубо теоретически. Мечта его как бы бесконечна, она никак не связана с миром, в котором решающую роль играют причинно-следственные связи. Эти связи он не склонен учитывать. Он их попросту игнорирует. Он идеалист, причём это его основное и главное качество.

Роман «Подросток» — это новый и завершающий этап в развитии героя-мечтателя. Он уже не просто мечтает, но и приобретает способность создавать и воспринимать идеи. Теперь эти две способности приобретают гармонию в своём взаимодействии. Аркадия Долгорукого отличает от других героев-мечтателей тем, что идеи и реальная жизнь уравновешиваю друг друга, занимают одинаковое место в его мировосприятии. Если связь Раскольникова с действительностью была абстрактной, а жизнь служила полем для идейного эксперимента, то Аркадий Долгорукий соединен с жизнью через живые чувств-эмоций, отбрасывающие идейно-математические расчеты.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.