Размышляя о прочитанном мной произведением М. Горького «На дне», я задумался над проблемами, поставленными в драме. Безусловно, здесь несколько конфликтов: социальный, любовный, философский. Как мне кажется, с образом Луки связан именно философский конфликт. Потому что он сумел разбудить сознание людей, но стоит ли поступать подобно ему? Это — вопрос философский.
Пьеса выдающегося писателя Максима Горького «На дне» — драматическое произведение, написанное в трудное для страны время, время перелома строя, революционной ситуации, народной жажды бунта.
Горький вложил в уста своих героев мысли народа и свои собственные мысли. Это видно из их реплик. Автор описывает «изнанку общества» — жизнь бедных людей. Для этого он спускается в самое «дно» — ночлежку. Первоначальное название пьесы было — «На дне жизни».
Жизнь в ночлежке
Ночлежка — это постоялый дом для нищих. Хозяином этой ночлежки является Костылев Михаил Иванович. Населяют ее самые падшие люди, так называемые «отбросы общества»: проститутки, воры, нищие, чернорабочие. Отношения между ними не всегда гладкие, часто бывают ссоры, драки.
Люди это находятся в состоянии отчаяния, они искренне считают, что ждать уже от жизни нечего, что это — ужасная вещь. Но некоторые не до конца разочаровались, пытаются и надеются встать на ноги, найти свое истинное место.
У самого хозяина заведения в личной жизни не все гладко. Он уверен, что жена Василиса ему изменяет, но никак не может обличить ее в этом. А тем временем она даже уговаривает вора Ваську Пепла, в которого влюблена, расправиться с мужем. Васька же влюблен на самом деле в сестру Василисы, Наталью.
Сатин, еще один постоялец, хитрый картежник и обманщик. Другой обитатель, Актер — в прошлом театральный актер, опустившийся человек. Барон — обедневший дворянин, отчаявшийся в жизни.
Появление Луки
В разгар событий в помещении появляется новый человек. Это — пожилой странник, по всей видимости, верующий. С его приходом жизнь в ночлежке круто меняется. Вернее, меняются мысли и чувства главных героев.
Получилось это потому, что Лука имеет дар проповеди. Он, благодаря своим беседам, изменяет мировоззрение некоторых обитателей постоялого дома. Например, умирающей женщине он пророчит вечную жизнь после смерти в раю, где уже не будет скорбей, болезней.
Чувствуя в Луке новую, светлую струю мыслей, многие обитатели ночлежки потянулись к нему. Это произошло потому, что все устали от тягостных серых будней, бедности, грязи, а проповедник обещает им другую, светлую жизнь.
Наталье и Ваське Лука советует сбежать из этого мрачного места и начать новую жизнь. Настю, продажную женщину, он утешает тем, что у нее была в жизни настоящая любовь.
Лука — святой лжец?
Этот персонаж пронизан противоречиями. С одной стороны он говорит и поступает, как святой. Речь его мягка, проникнута состраданием к ближнему. Говорит он тихо, кротко, утешает всех, подбадривает, наставляет на путь честной жизни.
Но с другой стороны, он допускает ложь в своих словах. Например, он солгал, говоря, что Анну ждет рай за гробом. Кто это знает на самом деле? Он лжет Насте, что она чиста в сердце.
И вообще, зачем так назойливо вмешиваться в чье-то мировоззрение?! Именно поэтому его так не любит Сатин с его правдой жизни. Своими лозунгами он противостоит сладким утешениям Луки. Автор как бы ставит вопрос: что лучше — горькая правда или утешение в сладкой лжи?
Лука как бы разделил всех обитателей на два лагеря: мечтатели и скептики. Но самое интересно, что в трудный момент, когда действительно понадобилась бы его помощь и сострадание, он исчез. Поэтому и покончил собой Актер. Сатин же реагирует на эти события по-своему цинично, но правдиво.
Лука — образ людей, привыкших воспринимать правду жизни сквозь розовые очки. Но автор, мне кажется, не разделяет его точку зрения. Ведь закрыть глаза на трудности и грязь суровой жизни, утешаться мечтами и утешать других, — не есть вера и любовь к ближнему. Автор хотел сказать, что надо видеть и воспринимать жизнь такой, какая она есть, пытаться исправить ее самому. Поэтому Лука, как мне кажется, не является положительным героем в данной пьесе.