Кутузов и Наполеон. Смысл их противопоставления

Полководец Кутузов представлен олицетворением народной мысли. Его назначение на эту высокую должность, по словам Толстого, произошло

«против воли государя и по воле народа».

С первых страниц романа мы замечаем, что Толстой рисует его образ с любовью. Многогранность и сложность образа Кутузова, его любовь и близость к солдатам, простоту в обращении с людьми Толстой раскрывает с помощью его речи. Она изобилует чисто русской формой обращения: «голубчик», «голубушка», «дружок», — поговорками.

С солдатами он разговаривает, как с людьми своего уровня, просто и бесцеремонно. По-иному звучит речь Кутузова в его официальных отношениях со светскими кругами русских и иностранцев. Здесь преобладает официальный язык, который изобилует непонятными, ненужными словами.

Кутузов, будучи хорошим психологом, общается с людьми так, как те сами привыкли разговаривать, чтобы они лучше понимали его, чтобы сказанные им слова западали к ним в душу.

Характер полководца также проявляется в описании его внешнего вида, мимики. «Умная, добрая и вместе с тем тонко насмешливая улыбка Кутузова» раскрывает его тонкую проницательность, человечность и отеческую любовь к солдатам.

Кутузов — человек умудренный жизненным опытом. Не понимает, как и все солдаты, за что воюет в войне 1805 года. По его словам, эта война не нужна России, значит, у нее не будет благополучного конца. Но выиграть войну 1812 года — было делом чести, его долгом, ведь от ее исхода зависела судьба всего русского народа.

Примечательно, что Кутузов не осознает значимости собственной личности, а предоставив народу вести войну, оставляет за собой лишь необходимость направлять «народную психику». Он считает, что есть нечто сильнее и значимее его воли, месте в истории — неизбежный ход событий. Он умеет видеть эти события, понимать их значение.

В отдельных картинах романа образ Кутузова отличается неправдоподобностью, философичностью и верой в судьбу. Но чаще всего мы видим живого и эмоционального героя.

Именно таким мы видим Кутузова после кампании 1812 года.

«До чего… до чего довели!»

— проговорил Кутузов взволнованным, дрожащим голосом. Ясно представив положение, в котором находилась Россия.

«Они будут у меня жрать конину»,

— грозит он французам.

Мы видим, как переживает Кутузов проигрыш под Аустерлицем, что говорит о его сплоченности с народом, о его душевном переживании, верности долгу и армии.

— «Вы ранены?»

— спрашивают его

—«Рана не здесь, а вот где!»,

— отвечает он.

Руководствуясь своим опытом, мудростью в военных делах он выбирает для битвы именно Бородинское поле: это удобная позиция для России. Кутузов опытный стратег, понимает народ как нельзя лучше. Для него народ — главная решающая сила войны.

Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Он опытный стратег, как и Кутузов. Но на этом их сходства заканчиваются. У них разные цели, разные пути их достижения. Они совершенно разные, как в плане характеров, так и в других чертах.

Наполеон — единственный образ в эпопее, обрисованный с использованием сатирических художественных средств. Мы видим, что сатирические нотки появляются в романе только в тех местах, где всплывает образ Наполеона. Мы видим эгоистичного, честолюбивого, бездушного, самодовольного человека. Он не знает границ в самообожании, дерзости преступлений и лжи. Он может сыграть «приступ» великой нежности в любую минуту.

Мы это видим, когда он смотрит на портрет сына: даже его улыбка не сочетается с грубыми чертами лица. В нем все лживо. И это придает его образу комичности. В отличие от Кутузова, считающего себя просто человеком, но человеком не мудрым, но и не глупым, Наполеон думает, что его слова всегда преисполнены мудрости.

«Да, наше тело — машина для жизни, и только»,

— говорил он.

Бонапарт эгоистичен и самовлюблен, по словам Толстого,

«только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, неимело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только для его воли»

Такое ощущение, что в жизни он руководствовался законом: «Пришел, увидел, победил». Все шло по плану, но Россия разрушила все его надежды на его царствование во всем мире. Вместе с крахом его гнусной мечты на завоевание России, мы видим, что терпит крушение и его личность: вначале он служил примером для романтиков, не нашедших смысл в жизни. А стал — «букашкой».

С самого начала повествования мы можем почувствовать, что образ Наполеона противен и самому Толстому. Он изображает его комически, а в момент поражения мы видим не полководца, а жалкого человечишку.

Эпитеты «круглый живот», «жирные ляжки» коротких ног Наполеона являются художественными средством сознательного занижения образа героя. Это падение подтверждается эпизодом переправы через Неман, когда он равнодушно наблюдает за тонущими польскими уланами. Потерпев поражение, он бросает свою армию и сам, как трусливый кролик, бежит прочь.

Этот человек «не мог потыкать ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде», а значит — не был истинно великим. Согласно теории Толстого: великий человек не может быть жестоким, а он еще в начале своего пути без сожаления расстрелял тысячи людей. По Толстому:

«нет величия там, где нет простоты добра и правды».

Так за что же воюют Наполеон и Кутузов?

Наполеон — за личную славу, за удовлетворение имперских амбиций и эгоистического тщеславия.

Кутузов — за освобождение Родины, за сохранение достоинства своего народа и чувства самоуважения.

Толстой ярко выраженным пренебрежением к Наполеону, указывает на неприемлемость бонапартизма. Что еще сильней выделяет важную роль Кутузова в спасении народа от захватчиков. В Кутузове воплощены народные мудрость и чувства, которые он носил в себе «во всей чистоте и силе их».

Вставить свои 5 копеек