Анализ стихотворения «Зинка» Друниной

Задачей лирики, созданной в военные годы, является не только создание общего представления о тяжелом времени, но и рождение чувства сострадания к перенесшим сие бремя на своих плечах. Эти стихи призваны также восхищать, они должны добраться да самых укромных уголков души, достучаться до каждого, чтобы все вокруг поняли, насколько страшна война и делали все, чтобы она больше никогда не повторялась.

Тысячи стихотворений были созданы о Великой Отечественной войны. Все они наполнены патриотизмом, осознанием собственного достоинства и бесконечной любовью к своей Родине. Все они прекрасны. Но наиболее запоминающимися, заставляющими мыслить и сопереживать, плакать и радоваться, являются те, что написаны поэтами, которые самые отдали годы своей жизни во имя своей страны, сражаясь на поле войны.

Таковой была поэтесса Юлия Друнина. Всего в шестнадцать лет она добровольцем ушла на фронт и вступила в ряды санитарной службы. Здесь она познакомилась с такой же юной девчушкой с двумя тонкими косичками по плечам Зинаидой Самсоновой.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу

Зина с ранних лет мечтала помогать людям. По ее рассказам, будучи совсем маленькой девочкой, не могла пройти мимо другого плачущего ребенка или брошенного щенка. Она была человеком с огромным добрым сердцем, и поэтому поспешила на помощь солдатам. Только окончив школу, она поступила в медицинское училище именно с целью попасть на фронт. Именно так вскоре и случилось. За годы войны Зинаида вынесла с поля боя более сотни раненых солдат. И погибла она, тоже пытаясь уберечь солдата. В нее попала пуля снайпера. После гибели Самсонову удостоили звания Героя СССР.

Как раз ей Юлия Друнина посвятила свое самое душевное и драматическое произведение о военных годах — «Зинка». Оно слыло очень известным в годы войны: многие солдаты заучивали его.

Произведение можно разделить на три части. В первой из них указывается на особую деталь характера Зинаиды, через ее будто бы произнесенные слова: «Знаешь, Юлька, я против грусти…». Так читающим строки становится ясно, что санинструктор Самсонова – обладательница доброго нрава, девушка не унывающая, несмотря ни на что. Одно, что может заставить ее печалиться —старенькая мать, что осталась одна и считает каждый день, проведенный в разлуке с дочерью. Зинаида сообщает, что у нее нет никого кроме мамы. Она не успела встретить любимого, да и верным другом ей некого назвать.

Вторая часть описывает подвиг санинструктора. Хрупкая, светловолосая девчонка смогла спасти солдат, что попали в окружение. Но вот сама она была ранена и вскоре скончалась. Последняя часть выстроена в рифму с первой. Но если в первых строках стихотворения читатель слышит прямую речь Зины, то теперь мы можем услышать лишь голос лирической героини. Ей очень тяжело найти нужные слова, которые она слышала из уст Зинаиды, чтобы описать случившиеся горе. Она не может найти собственных слов. Ведь смерть – это всегда страшно. Но еще страшнее узнать, что умер твой единственный ребенок. Чудовищно узнать, что частичка тебя, которую ты не так давно качал на руках и, смотря в маленькие глазки, мечтал о ее счастливой будущей жизни. Как сказать об этом матери? Как сообщить, что та теперь потеряла смысл жизни? Подходящих слов не найти – нет таких фраз, которые могли бы облегчить горе старушки.

Для того, чтобы стихотворение приобрело более интимный характер, стало выделяться среди других героических строк о войне, автор выбрала весьма нехарактерную для стихотворных строк форму диалога. Именно в разговоре тет-а-тет мы приоткрываем завесы тайн, говорим правду, делимся наиболее сильными впечатлениями, не боимся показаться слабыми. Так и Друнина через разговор двух девчонок, по сути подружек-старшеклассниц, показала, что на войне разгораются не только сражения между врагами, но и сражения внутри души каждого солдата. Всякого мучают нерешенные вопросы, страхи… Можно сказать, что в этом стихотворении присутствует некий исповедальный мотив.

Образ дома создается в речи героини из многих мелких образов, каждый из которых проникнут теплом и ощущением покоя: «квашня», «яблочное захолустье», «весна за порогом». Кажется, что перечитывая их, стоит закрыть глаза, как почувствуешь запах свежеиспеченного хлеба, а на кожу ляжет теплый луч солнца, струящийся из окна.

Здесь же им противопоставлены образы военных дней, которые наполнены грустью, тоской по дому и даже страхом: «сырая шинель», «продрогшая земля», «разбитая ель». Не о каком уюте уже и не идет речи.

Жизнь девушки разделилась на до и после. Из белокурой дочки она превратилась в светлокосого солдата. Какое страшное сочетание! Употребляя такой эпитет, Друнина словно кричит, что женщине нет места на войне, ее задача – рожать детей, создавать уют в доме.

Спустя годы, Друнина и в прозе говорила о знакомстве с Самсоновой. По словам автора, девушек в батальоне было только две: они спали рядом, ели из одного котелочка и воевали. Каждый раз она говорила о подруге как о герое, пожертвовавшем своей жизнью во имя других. Но каждый раз при этом говорила, что женщине не место на войне, а войне не место быть в мире.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.