Есть в литературе любого народа авторы, которых будут помнить и чтить долгие годы. Их называют гениями и творцами. Об их произведениях спорят даже после смерти создателя. Наряду с такими авторами в любой литературе есть поэты и писатели, которые были забыты.
Они могли прожить долгую, наполненную яркими событиями жизнь, но все, что они создавали, будто прошло мимо своего потенциального читателя. А ведь часто стоит открыть книгу одного из таких авторов, прочитать несколько строк, и ты уже не можешь оторваться от страниц, жажда познания овладевает, и ты не понимаешь, как можно было не знать о таком авторе?
Одним из таких безмерно талантливых и в то же время забытых читателем поэтов был Г. Серебряков. Он был сыном офицера пограничных войск, все время меняющего места службы. В год семья могла поменять по пять разных квартир. Геннадий даже родился-то в поезде, во время очередного срочного переезда. Когда мальчик не успел еще и закончить школы, его отец был убит. С этого момента Геннадий, по его собственному признанию, ассоциирует свою жизнь с вечным доказательством самому себе того, что он силен духом. Сначала он находит работу, помогает матери, параллельно заканчивая школу, затем пробивает себе путь к журналистике и, наконец, к любимому делу – литературе.
Те, кому посчастливилось прикоснуться к поэзии Серебрякова, обязательно нашел очень близкие себе по духу стихотворения, в которых описана реальная жизнь, с её взлётами и падениями. Сам автор из всех работ выделял стихотворение «Мужество».
В нем нет излишнего сентиментализма. Здесь автор не говорит о радости встречи и об утрате влюбленным своей половины. Серебряков не описывает красот природы. В этом произведении публицистичность и гражданственность определили его поэтический индивидуализм. Автор говорит о представителе совсем не героической профессии – о строителе. Но именно благодаря образу этого приземлённого человека, которого автор, вероятно, встречал в реальной жизни, в Серебрякове произошла внутренняя переоценка ценностей, все удалось расставить на свои места.
Если для юного поэта мужество – это отсутствие страха перед чем-либо. Это чувство отожествляется с возможностью пройти по верхним этажам стройки как по аллеям парка. Мужество в данном случае понималось как некое желание показать себя.
Но случай меняет мировоззрение поэта. Один из строителей бросился на дно котлована, дабы спасти арматурщиц от натиска внезапно зашевелившегося плывуна. Он спас женщин. Но сделал это ценной собственной жизни. Серебряков понимает, что истинное мужество тихо. Герои не кричат о себе, не желают быть замеченными. Главное для них – помочь тому, кому это необходимо. И героем может стать любой. Как стал таковым простой прораб Иван Иванович.
В этом стихотворении Серебрякову удалось поразительно точно показать, как в один миг могут сломаться юношеские стереотипы, как одно увиденное событие может привести к зрелости сознания.
Все стихотворение можно разделить на две части. Впрочем, сам автор зрительно разделяет произведение на две половины. В первой из них говорится о мужестве как о желании показать свои умения.
Серебряков – мастер раскрытия характера и подбора неожиданных, но очень точных фраз. В первой части говорится, что прораб бежит пить валерьянку, как только видит кого-то без защиты на высоте. И кажется, что он трусит. Однако в данном случае его страх оправдан. Он может мыслить рационально и осознает, что такая фривольность рано или поздно может лишить человека самого ценного – жизни. Он не хочет видеть, как из-за собственной глупости кто-то гибнет.
Вторая часть стихотворения противопоставлена первой. В ней боящийся строитель превращается в героя. А тот, кто, геройствовал, просто растворяется в собственном страхе.
Все изобразительно-выразительные средства, использованные в данном случае, помогают воссоздать картину трудовой стройки с её шумом, кипящей работой. Это, например, метафора «крик застрял» или олицетворение «разбуженный плывун». Стройка у Серебрякова – некий огромный живой организм, а строители будто песчинки, которые должны ему подчиняться. В случае отсутствия подчинения грядет кара.
В произведении проступает свобода от строгости рифмы. В этом Серебряков похож на Маяковского.
Боль от утраты, которая присутствует в стихотворении, постепенно уходит. И в сознании читателя заражается оптимизм и вера в будущее. Ведь пока среди нас есть поистине мужественные, заботящиеся о других людях, мир будет жить
После такого всестороннего и точного анализа хочется прочесть стих полностью. И действительно многих писателей и поэтов мы для себя еще не открыли…