Анализ стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина

В истории создания стихотворения «Анчар» лежит реально-биографический случай. Возбужденное против Александра Пушкина дело за создание таких произведений как «Гаврилиада» и «Андре Шенье» подтолкнуло поэта написать в стихах не только о несправедливой власти, но и о вопросе ее происхождения. Работа была создана мастером в 1828 году.

Стихотворение в жанровом своеобразии относится к лирическому, однако является неким посланием к власти. Поэт подмечает печальную действительность, тем самым задавая немой вопрос: «собираетесь ли вы это исправлять, государь?».

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Темой для «Анчара» становится само возбужденное дело о «неугодных» произведениях, однако сюжет строится на олицетворении и «подмене» понятий. Итак, за основу Пушкин берет рассказ некоего доктора Фуше. Изучив его записи, поэт пришел к выводы, что давно существовало ядовитое растение. Власть, а точнее вождь племени, зная о его силе, посылал преступников к этому дереву. Важно учесть, что в реальном мире это была пытка, ведь уже осужденный на смерть шел добывать себе же яд, что психологически уничтожала личность.

Тему можно раскрыть на примере основных образов в произведении. С одной стороны, Пушкин показывает естественную среду обитания: все живое в природе находится в гармонии, которая изредка нарушается здравой конкуренцией. Сама природа и есть олицетворение не столько преступника из рассказов доктора Фуше, сколько человека, то есть реального подданного, который вынужден по каким-либо причинам в итоге совершать грех. Грехом, на манер Священного Писания, становится прикосновение к смертоносному дереву. Что же видит читатель: человек, рожденный в естественном мире, соблазняется, становится «владыкой». Он прикасается к ядовитому растению, уничтожая нарушением закона не только себя, но и народ. Таким образом, тема работы — пагубность неограниченной власти одного личности.

Средствами художественной выразительности в стихотворении выступают метафора, например “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“, эпитеты, сравнения (“анчар, как грозный часовой“) и инверсия. Они делают композиционное строение гармоничным и двусоставным.
Особенность композиции здесь именно в двух этапах развития. Вначале автор рассказывает как бы конец истории, говоря, что именно это дерево погубит человека. Во второй части личность уже умирает от «смертельной смолы».

Лирическое стихотворение написано исключительно в пушкинском стиле: легкое, запоминающееся. Размер – четырехстопный ямб.

Работа произвела на меня особое впечатление. Действительно, подобный философский подход изложения мысли заставляет задуматься: о есть ли те представители власти, которые еще не прикоснулись к «ядовитой смоле»? Способен ли кто-то противостоять этому влечению?

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.