По моему представлению, наиболее яркими и значимыми в романе являются три героини: Марья Ивановна Миронова, ее мать Василиса Егоровна и, безусловно, государыня Екатерина II. Также в повествовании присутствуют мать Петра Андреевича Гринева и попадья Акулина Памфиловна, приютившая Машу у себя во время взятия крепости Пугачевым. О матери героя известно не так много, и существенной роли в развитии сюжета она, признаться, не играет. Что до Акулины Памфиловны, то следует отметить ее милосердие, вполне, впрочем, свойственное ее образу жизни в качестве матушки.
Марья Ивановна Миронова — избранница Петра Гринева, прошла с ним весь трудный путь во время пугачевского мятежа. При первой встрече герой не был расположен к ней, благодаря усилиям отвергнутого ей Швабрина, однако вскоре отметил ее благоразумие и чувствительность. Юная девушка — дочь капитана Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, до восстания жила с родителями в Белогорской крепости и жизнь ее, полагаю, мало отличалась от девиц того времени.
Однако война обнажает многие скрытые качества человеческой натуры, и, подобно тому, как проявились подлость и низость Алексея Швабрина — человека, вхожего в дом Мироновых, — так же открылись самоотверженность и прямодушие главной героини. Марья Ивановна скромна и приветлива. Полюбив Петра Гринева, она остается верна своему чувству и под угрозой смерти не принимает спасительного в настоящий момент для ее жизни предложения Швабрина стать его женой.
Впоследствии, когда все трудности, связанные с выживанием в эпицентре мятежных событий, останутся позади, возникнет новая проблема, даже беда: Петр Гринев арестован, ему грозит в лучшем случае заключение под стражу с последующей ссылкой, в худшем — виселица, как государственному изменнику. Не желая впутывать возлюбленную в судебные стяжательства, связанные с мятежом, герой умалчивает о деталях, которые оправдали бы его имя. Понимая это, Марья Ивановна отправляется в Петербург умолять о спасении любимого саму государыню императрицу.
Решающая встреча происходит неожиданно: в Царском селе, где находился в то время Двор, девушка встречает незнакомую даму, которая с интересом расспрашивает о целях ее визита. Марья Ивановна горячо рассказывает обо всех событиях, из которых явствуют отвага и мужество ее жениха, равно как его преданность Отечеству и отказ переходить на сторону самозванца. Впоследствии выясняется, что случайной дамой оказалась сама Екатерина II, которая полностью оправдывает несправедливо обвиненного Гринева, даруя тем самым ему и Марье Ивановне возможность к полноценному семейному счастью.
Мать Марьи Ивановны Мироновой, Василиса Егоровна — истинный образец верной и самоотверженной жены и матери.
Незадолго до кровавой расправы в Белогорской крепости имел место эпизод прощания Маши с отцом. Василиса Егоровна не могла не понимать, что их ждет впереди, однако внешне была совершенно спокойна, выполняя свой родительский долг: «Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу».
Иван Кузмич накануне взятия крепости собирался отправить их с Машей в Оренбург во имя их безопасности, однако Василиса Егоровна наотрез отказалась от такого предложения, решив отправить только Машу:
— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать.
Собственно, так оно и вышло. Мужественная женщина ненадолго пережила своего супруга. Едва успели повесить несчастного Ивана Кузмича, как местные жители стали присягать самозванцу. Мятежники врывались в дома. Вытащили бедную Василису Егоровну, которая, взглянув на виселицу, тотчас узнала мужа: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! … не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Пугачев такого стерпеть не мог, и отважная женщина была убита.
Екатерину II А.С. Пушкин описывает так: «Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Далее показана и душевная красота императрицы: ее тронула история Маши, она ласково расспрашивала ее о подробностях событий в Белогорской крепости и вне ее — о том, что было так или иначе связано с ролью Петра Гринева в пугачевском восстании. «Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность».
Поначалу государыня обвинила возлюбленного девушки в том, что он безнравственный и вредный негодяй, но, услышав пылкий протест Марьи Ивановны, внимательно ее выслушала. Одно это уже характеризует императрицу как женщину в высшей степени справедливую и лишенную чрезмерных амбиций. Чуть позднее, когда Екатерина II и Маша познакомились уже, скажем так, в официальном порядке (то есть Маша поняла, с кем откровенничала несколько минут назад), государыня проявила себя человеком чести: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
Таким образом, можно сказать, что в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» нет отрицательных женских персонажей. Каждая из героинь достойна уважения и восхищения читателя. В их отношении у меня возникают будто бы три фигуры, три образа: Дочь, Жена и Мать. Матушка-императрица, способная проявить великодушие и милосердие к людям своего государства, позаботиться о несправедливо обиженных с долей материнского участия; верная жена, и у гробовой черты не забывшая венчальной клятвы быть вместе и до и после смерти супруга; дочь, не посрамившая светлую память отца и матери подлым или бесчестным поступком. Все они подлинные героини, и Петру Андреевичу, честному и благородному юноше, несказанно повезло, что в его жизни встретились три эти бесконечно прекрасные женщины.
супер читаю с радостью)