Образ Маши Мироновой в романе «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» стала, пожалуй, последним крупным произведением А.С. Пушкина. В это время классик всерьёз увлекается историческими реалиями. Особый интерес у него вызывает история крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Александр Сергеевич месяцами проводит в архивах, изучая все документы, способные пролить свет на эти страшные для России события.

Он задумывает создать роман о дворянине-отщепенце, присоединившемся к Пугачёву и служившем ему верой и правдой. Однако этот сюжет не «приживается» у автора. Изначальная задумка претерпевает множество изменений; роман подвергают цензуре. В конечном счёте «Капитанская дочка» превращается в удивительную историю любви, разворачивающуюся в страшные «бунташные» годы.

Несмотря на то, что главным героем романа, несомненно, является Пётр Гринёв, молодой дворянин, служащий в Белогорской крепости, он, который занимает огромный пласт художественного времени в тексте «Капитанской дочки», на самом деле является лишь очередной ступенью к пониманию образа, без преувеличения, центральной, важнейшей фигуры романа — образа Маши Мироновой.

Да-да, именно эта девушка, слабая телом, «трусиха», как скажет про неё мать, Василиса Егоровна, скромная бесприданница станет тем героем, тем идеалом человеческой нравственности, какой в своё время А.С. Пушкин сделал свою Татьяну Ларину. Многие её черты отразятся и в образе Маши Мироновой.

Для того, чтобы правильно трактовать образ этой героини, сперва нужно разобраться в смысловой наполненности, в замысле и идее «Капитанской дочки».

Интересно, что это итоговое произведение «Солнца русской поэзии». Пушкин потратил несколько лет на создание черновиков, неоднократно менял сюжет, способный как можно лучше отразить основную мысль, им задуманную. Дело в том, что этот роман, по признанию самого автора, есть завещание Гения. Недаром он помещает простой, но органичный эпиграф: «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно эта мысль пройдёт красной нитью через всё повествование.

Известно, что в последние годы жизни А.С. Пушкин стал особенно близок к религии. Он интересовался христианством и сам был глубоко верующим человеком. В этом контексте особенно раскрываются слова «беречь», «хранить», «соблюдать», так часто встречающиеся на протяжении книги. Они перекликаются с библейским сюжетом, заключительным в Евангелии от Матфея: Христос призывает апостолов продолжать его дело и соблюдать Его заповеди. Честь же — один из важнейших критериев христианской нравственности. И истинной носительницей этой нравственности становится Маша Миронова.

Автор неспроста называет свою героиню библейским именем — и не простым, а именем самой Богородицы! Он подчёркивает значимость девушки, значимость женщины как продолжательницы человеческого рода, а также её чистоту, непорочность, истинное благородство. Машеньке чужды расчётливость, подлость и коварство: она самая первая замечает гнусные повадки Швабрина; она отказывается от его предложения, выбирая незавидную участь старой девы, потому что выйти замуж за нелюбимого человека для неё равносильно продаже самого своего существа; внешнее благополучие отказывается для неё абсолютно незначительным по сравнению с благополучием собственной души. Именно поэтому она отказывается обвенчаться с горячо любимым Петром Гринёвым до тех пор, пока его родители не дадут им своего благословения.

…Пушкин не наделяет Машу никакими внешне притягательными чертами: у неё самая обыкновенная наружность («круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели»). Капитанская дочка слаба здоровьем; она диковата и пугается даже «ружейного выстрела». На её долю приходится множество жестоких испытаний: на её глазах убивают родители, предатель-Швабрин принуждает её к замужеству и грозится в противном случае выдать её бунтовщикам… Несмотря на все эти жизненные перипетии Маша Миронова сохраняет свою нравственную чистоту, высокую духовность. Она является носительницей идеалов христианской нравственности. Девушка не склоняет головы перед предателем; ей проще погибнуть, сохранив свои честь и достоинство, чем жить среди низменности и грязи.

Как истинная Женщина, «трусиха»-Маша отправляется в столицу, чтобы лично просить милости и у государыни-императрицы. Девушка чувствует себя виноватой в аресте своего возлюбленного, Петра Гринёва. Внутренние терзания не позволяют Маше опустить руки. Невзирая на все невзгоды и трудности, она, чистая, искренняя и добрая, открывает свою историю неизвестной, которая окажется её спасительницей.

В этом истинно христианском романе на фоне ужасающих исторических событий Пушкин изобразил прежде всего духовное благородство истинной русской женщине. Он с любовью описал черты нового «милого идеала»: нежную наивность, открытость и честность, доблесть, мужество и скромность.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий