Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — позднейший памятник древнерусской литературы, относящийся к периоду литературы Киевской Руси — и одно из первых оригинальных произведений русской литературы. В период с 11 по 13 века русская литература усвоила важнейшие жанры византийской светской и классической церковной литературы, стала привносить новизну в эти жанры. Пожалуй, не будут преувеличением слова о том, что именно в «Слове…» проявились оригинальные черты, особенности, которые в дальнейшем будут обнаруживаться в Памятниках вплоть до 17 века, а некоторые из этих черт станут символичными для русской литературы в целом.

Посвящённое неудачному походу князя Игоря на половцев, «Слово…» поражает читателя не только и не столько злободневностью (для того времени), но и высокохудожественной формой. Последнее обеспечило Памятнику, без сомнения, бессмертие в веках.

Несмотря на то, что главным героем, если этот термин вообще применим к произведению древнерусской литературы, является сам князь Игорь, центральным образом, красной нитью проходящим через всё «Слово…» становится образ Русской земли.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Изначально сам жанр слова возник как развитие византийского жанра проповеди; это произведение ораторского искусства — неспроста в повествовании так ярок и интересен образ Бояна. Если провести параллель, то выходит, что основной задачей «Слова о полку Игореве» становится прославление Русской земли, внушение этого каждому её жителю, вселение патриотического духа в целый русский народ!

К сожалению, оригинал этого произведения не сохранился, так что в конце 18 века коллекционером А.И. Мусиным-Пушкиным был обнаружен лишь его список, да и тот погиб в огне во время пожара Москвы в 1812 году. На сегодняшний день известна копия этого списка, сделанная для императрицы Екатерины II. Просвещённую самодержицу привлекла не только историческая ценность документа, но и его одухотворённость, высокий патриотический пафос, который несёт в себе образ Русской земли.

Итак, в «Слове о полку Игореве» Русь предстаёт в широчайшей временной и пространственной перспективе. На протяжении всего повествования несколько раз происходит смена локаций, в которых разворачиваются события. Боян представляет родную землю в её историческом развитии: он вспоминает, как велика и грозна была родина в века, когда ею правили иные, более сильные, могучие князья:

Были веки Трояновы,
Миновались лета Ярославовы;
Были битвы Олега,
Олега Святославича.

Однако славные годы прошли, и новые князья, не сумев примириться, стали буквально разрывать прекрасную и сильную землю, богатую и плодородную, на части. Рассказчик, сокрушаясь, говорит: «Во крамолах княжеских век человеческий сокращался».

Но щедрая и любящая своих детей Русская земля, как настоящая Мать, заботится и об Игоре, и о его дружине. Она предупреждает их, что поход будет неудачен. Именно поэтому случается затмение — земля посылает знак князю, призывая его воротиться домой и спасти свои жизни и жизни своих дружинников.

Трагический разрыв с Родиной ощущается в бессмертных строках: «О, Русская земля! Ты уже за холмом!». Этой строчкой тонко подчёркнуто невозвращение пересекших границу воинов. Если там, на Руси, земля могла и хотела помочь своим защитникам, то теперь она не сможет уберечь их от погибели. Все эти детали, символы введены в повествование неслучайно: благодаря им создаётся возвышенный, одухотворённый образ Русской земли; эти элементы служат главной идее «Слова…» — прославлению Родины.

Сила Русской земли невыразима: именно её стихии помогают Игорю вернуться домой из плена. К Солнцу, Ветру и Днепру обращается молодая жена Игоря княгиня Ярославна, заклиная природные силы вернуть ей мужа. Несмотря на то, что некоторые литературоведы увидели в её прекрасном, полном любви плаче настоящий языческий заговор, это всё же не соответствует действительности; силы природы лишь с Божьей помощью помогают князю Игорю, указав ему дорогу к дому. Чтобы доказать это, достаточно вчитаться в эти строки:

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

В этих строчках Боян нарочно подчёркивает, что Русская земля — земля обетованная, подаренная и оберегаемая Богом. Куда позже эта мысль получит более широкое значение и понимание и выльется в известную теорию «Москва — третий Рим». Можно смело утверждать, что чертой центрального образа «Слова…» становится черта возвышенности, священности; покровительство Господа — особенность Русской земли, позволяющая ей сохранять своё могущество даже в период феодальной раздробленности.

Центр композиции «Слова о полку Игореве» составляет «Золотое слово Святослава». Именно в нём прямо выражена мысль о том, что князья своими размолвками разоряют эту прекрасную землю, уничтожают её красоты, отдают на растерзание врагам. Святослав призывает князей объединиться как раз во имя Руси и отплатить ей за её щедрость к своему народу, за её покровительство. «Золотое слово» наполнено глубоким уважением и благоговейным трепетом по отношению к Русской земле. Вернуть её былое могущество, суметь защитить её ото всех невзгод — вот в чём видит Киевский князь задачу всего народа.

Несмотря на то, что поход князя Игоря завершился неудачей, ни русичи, ни сама земля не осуждают его за это. Наоборот, природа радуется возвращению князя из плена: шумные дубровы, быстрые реки и изумрудные степи, окружающие героя на пути домой, делают его возвращение радостным, торжественным. Этим подчёркивается христианская мысль о всепрощении, о любви. Здесь можно даже увидеть аллюзию на библейское предание о блудном сыне.

Особая поэтичность и красота образа Русской земли в «Слове…» создаётся при помощи художественных мотивов, характерных для устной народной традиции. Это и «классические», устойчивые эпитеты (синее море, светлое солнце, брега зелёные), и сказочный зачин, близость некоторых элементов повествования к фольклорным жанрам «славы» и «плача». Благодаря этому создаётся удивительно красивая, по-настоящему народная художественная форма «Слова…», привлекательная во все времена.

Как и большинство памятников древнерусской литературы, «Слово…» анонимно, установить авторство и даже время написания не представляется возможным, поскольку автор, которого разные исследователи считали и дружинником Игоря, и придворным певцом, и боярином, и летописцем, занимает свою, отличную от правящей верхушки феодального общества позицию. Его заботит исключительно судьба Руси, чей образ он делает центральным. Так что патриотический пафос «Слова…» обеспечивается в первую очередь искренним патриотическим настроем его создателя.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.